Маурицио Поллини. Архитектор музыки

Дата публикации: 5 января 2022

Имя Маурицио Поллини уже давно занесено в пантеон величайших мастеров фортепиано. Однако забронзовевшим идолом маэстро никак не назовешь. В его игре бесспорно присутствует значительность, но она чудесным образом сочетается с тончайшим чувством стиля. 5 января уроженцу Милана исполняется 80 лет.
Маурицио Поллини стал знаменитым в 18 лет, когда победил на Конкурсе имени Шопена в Варшаве. Заседавший тогда в жюри легендарный Артур Рубинштейн, услышав игру молодого итальянца, произнёс историческую фразу: «Он уже сейчас играет лучше любого из нас!» Впрочем, через полвека на этом же состязании авторитетный пианист Дмитрий Алексеев заметил, что исполнение Шопена не принадлежит к лучшим достижениям Поллини.
Кстати, именно Шопен стал одним из «виновников» взятой Маурицио паузы сразу после Конкурса в Варшаве. «Тогда я был ещё сравнительно молод, — комментирует музыкант. — И не собирался становиться специалистом по Шопену, обратившись к немецкому репертуару и современной музыке. Лишь некоторое время спустя, снова вернувшись к Шопену, я понял, какая это великая привилегия — играть его музыку».
Маурицио Поллини. Архитектор музыки
В 1968 году он записывает пластинку с музыкой польского композитора, а в 2007 — ом получает «Грэмми» за запись всех ноктюрнов Шопена — один из несчетного множества удачных плодов его тридцатилетнего сотрудничества со звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon.
Увидеть живого Поллини, исполняющего Шопена, московской публике посчастливилось в 2008 году. В Концертном зале имени Чайковского он тогда представил целую антологию жанров польского романтика. В программе были скерцо, баллада, мазурка, полонез, прелюдия. И как были посрамлены те критики, которые прежде называли игру маэстро чрезмерно интеллектуальной, просчитанной до мелочей, чуждой стихийным порывам. Поллини действительно не страстный поэт, а ювелир, мастер-скульптор, который в каждую интонацию вкладывает максимум нюансов, абсолютно не покушаясь на замыслы автора сочинения.
Когда пианиста спрашивают о любимом композиторе, он всегда говорит, что не может отвечать на подобные вопросы. За маэстро красноречиво говорит его репертуар. Он достаточно своеобразен: в основном Поллини играет фортепианную классику XIX века и современную музыку. Он даже устраивает циклы концертов на тему «Классики и современники», объединяя в своих программах хрестоматийные шедевры и музыку наших дней. Так в одном его концерте «мирно уживаются» Шопен, Бетховен, Шуберт и Дебюсси, а из композиторов XX века — Штокхаузен, Булез, Берио и Ноно. Такие миксы не грешат эклектикой, программы выстроены с соблюдением пропорций. Этому Поллини научился у своего отца-архитектора, учителя Артуро Бенедетти Микеланджели и дирижёра Риккардо Мути. Их сотрудничество продолжается много лет. Зал неистовствовал, когда два старых друга вышли на сцену фестиваля в Равенне летом 2019 года. Маурицио Поллини исполнил два концерта Моцарта — Четырнадцатый ми-бемоль мажорный и Двадцать первый ре минорный, где явил два полюса земной жизни: полное радужных надежд начало бытия и осознанный трагизм его неминуемого заката и конца.
Маурицио Поллини. Архитектор музыки
И уже никому не приходит в голову гадать, кого же больше любит играть Поллини — Моцарта или Шопена…
Текст: Ирина Столярова

Последние события

Москвичкам посвятили целую выставку

Выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х» открыли в Музее Москвы. Главной героиней произведений искусства тех лет стала новая женщина, которая преобразует город.

Театр Вахтангова покажет премьеру спектакля «По Руси»

Премьера спектакля Павла Пархоменко «По Руси» по произведениям Максима Горького состоится в театре имени Вахтангова. Постановку покажут 28 и 29 апреля в Камерном зале Симоновской сцены.

Изысканно и со вкусом

Российский национальный оркестр представил 23 апреля в Зале имени Чайковского заключительный концерт своего абонемента в Московской филармонии.