Нестареющая «Аида». Полтора века на арене.
Дата публикации: 24 декабря 2021
Опера Верди «Аида» могла и не появиться. Композитор лишь после продолжительных раздумий согласился выполнить заказ египетского правителя и приступить к работе. 24 декабря исполняется 150 лет с момента премьеры этого шедевра в Каире.
История создания «Аиды» начинается задолго до того, как композитор написал первые ноты произведения. В 1868 году хедив Египта попросил знаменитого итальянца написать новое сочинение по случаю готовящегося открытия театра в Каире, но получил отказ. Однако в 1870 году Верди всё-таки решил взяться за работу и запросил баснословный гонорар в сумме 30 тысяч долларов, что по нынешним ценам эквивалентно 200 тысячам в американской валюте. И все, что заказчик получил за свои немалые деньги это только одна копия партитуры и право первой постановки в Египте. Но хедив не торговался с Верди, потому как ставил на его гениальность, это во-первых. А во-вторых, правитель Египта был не только богат, но и амбициозен — после открытия Суэцкого канала он хотел превратить Каир в «маленький Париж», для чего ему нужен был большой оперный театр. Его открытие должно было стать ярким культурным событием, ознаменованным премьерой постановки на сюжет, связанный с историей Египта.
Автором сценария стал известный французский египтолог Франсуа Огюст Фердинан Мариет. Он использовал легенду (изложенную в расшифрованном им папирусе) из эпохи длительной борьбы фараонов древнего Египта против Нубии (Эфиопии). Сюжет понравился Верди, после чего он принялся сочинять «Аиду». Причем, он писал не только музыку, но и принимал самое активное участие в разработке сюжета, тщательно изучал историю и искусство древнего Египта.
В итоге появилась опера с выразительными и запоминающимися мелодиями, а также величественными хорами и музыкальными номерами, сопровождающими танцевальные сцены. Роскошные декорации, богатый визуальный ряд и новейшая по тем временам машинерия должны были окончательно «добить» публику, которой пообещали грандиозное зрелище. Все с нетерпением ждали премьеры. Но она… сорвалась.
Из-за военных действий в Европе (Франко-Прусская война 1870–1871 годов) реквизит не был вовремя доставлен в Каир, а театр открылся постановкой «Риголетто». Премьера «Аиды» состоялась лишь 24 декабря 1871 года. Она стала по-настоящему триумфальной. Но самого Джузеппе Верди на представлении не было. Почему маэстро отказался прибыть в Каир на первое представление своей новой оперы? Одни источники пишут, что Верди не захотел сидеть в зале рядом с богатой публикой, другие — мол, устал от шумихи вокруг постановки. Выдвинем и свою версию. Возможно, Верди тяготило условие контракта, по которому мировая премьера «Аиды» должна была состояться в Каире. Но он выполнил обязательства и 8 февраля 1872 года лично руководил постановкой оперы в Милане. Известно, что маэстро считал «настоящей» премьерой «Аиды» спектакль именно в родной Италии.
Текст: Ирина Столярова
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.