Рождение русской оперы

Дата публикации: 9 декабря 2021

1836 год… 27 ноября по-старому или 9 декабря по новому стилю… Сливки общества, собравшиеся в зале петербургского Большого театра, ожидают начала спектакля, не ведая, что у неё на глазах родится русский музыкальный театр. Мечта двух гениев о первой национальной опере воплощается на сцене в реальном времени. Молодой композитор Глинка, вернувшись из Европы, надеется на русской «почве» повторить успех новых оперных веяний. Для этого маститый поэт Жуковский избирает в качестве сюжета историю начала XVII века, как простой крестьянин Иван Сусанин отдал жизнь за юного царя Михаила Романова. Это придаёт культурному действу ореол государственной важности. И хотя либретто пишет барон Розен, тема единства народа и власти, угаданная Жуковским, по сердцу государю. Империи, победившей Наполеона, необходимо своё великое искусство.
И вот Николай I уже смотрит премьеру в царской ложе петербургского Большого театра. Дирижирует Катерино Кавос — один из лучших музыкантов своего времени. Его «Иван Сусанин», написанный в стиле французской «опера комик», идёт на той же сцене уже четверть века. Наступив на горло своей песне, прославленный маэстро не только возглавляет постановку, но даже на время убирает своё детище из афиш, поддерживая Глинку.
На сцене появляется Сусанин. Его поёт колоритный бас Осип Петров, выбранный автором специально для роли главного героя. В роли его пасынка Вани- молодая супруга певца Анна Воробьёва. Время их свадьбы совпало с репетициями, и Глинка в подарок молодожёнам расширил небольшую партию Вани, украсив ее новыми ариями. Зал очарован голосами влюблённой пары. В знак чрезвычайного одобрения император жалует Михаилу Глинке бриллиантовый перстень.
И хотя гениальную музыку публика редко принимает с первого раза, «Жизнь на царя» — полное исключение из правил. Вот уже 185 лет подряд опера идёт с неизменным успехом в театрах нашей страны.
Текст: Наталья Оганджанянц

Последние события

Ещё один почётный член Венского филармонического

Кристиан Тилеман стал почётным членом Венского филармонического оркестра. Сообщение появилось спустя всего один день после получения того же статуса маэстро Францем Вельзером-Мёстом.

Зелёная повестка в сезоне Берлинского филармонического

Берлинский филармонический оркестр включил в репертуар будущего сезона специальную программу «Потерянный рай», посвящённую экологической теме.

Кто станет «новым голосом»

Начались отборочные туры XX Международного конкурса вокалистов «Новые голоса». Они пройдут с апреля по сентябрь в 13 городах мира.