Катарино Кавос
30 октября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Композитор и дирижер Катарино Кавос родился в Венеции 30 октября 1775 года. По одним данным его отец был директором театра, по другим — хореографом. В 12 лет Катарино написал свое первое хоровое произведение. Кантату на прибытие в Венецию императора Леопольда Второго оценили и предложили юному автору должность органиста в соборе Святого Марка. Начинающий композитор проявил благородство и уступил этот пост пожилому, крайне нуждавшемуся музыканту. Биографы до сих пор спорят о том, какими путями 24-летний Катарино Кавос добрался до России. Известно, что в Петербург он прибыл в качестве капельмейстера итальянской театральной труппы, уже через год начал служить российскому императору Александру Первому и даже обзавелся отчеством Альбертович. На Кавоса была возложена масса обязанностей: от управления русской оперой до преподавания в Императорском театральном училище и Смольном институте. Не оставлял он и сочинительства: в России была написана музыка к 32 оригинальным русским операм, среди которых безусловно выделялся «Иван Сусанин». Это произведение Кавоса считают предтечей оперы Глинки «Жизнь за царя».
Его часто называют крупнейшим скульптором-монументалистом первой половины двадцатого столетия. Его влияние испытали на себе крупные мастера, в его мастерской обучались видные советские ваятели, среди которых была Вера Мухина. 30 октября 1861 года во французском городке Монтобан родился Эмиль Бурдель. В тулузской школе искусств он стал лучшим учеником и получил стипендию для поступления в Парижскую художественную академию. В 32 года Бурдель пошел в ученики к Огюсту Родену и помогал великому скульптору в его мастерской целых 15 лет. При этом не забывал творить сам. Первая масштабная работа, на которую ушло 9 лет — монумент в честь погибших жителей Монтобана. Среди его постоянных тем — античность, среди ярчайших работ — «Геракл-лучник» и «Умирающий кентавр». Творческое наследие скульптора насчитывает около 900 скульптур и порядка 6 тысяч рисунков. Музей Эмиля Бурделя действует в Париже с 1949 года.
30 октября 1803-го года российский император Александр Первый издал именной указ, которым Николаю Михайловичу Карамзину было жаловано звание придворного историографа. К титулу назначалось ежегодное содержание в две тысячи рублей. Уже на следующий год Карамзин, удалившись от общества в усадьбу Остафьево, приступил к созданию многотомного труда «История государства российского». Первоначально планировалось по возможности достоверно отразить происходившее на Руси с древнейших времен до Смутного времени. Первые восемь томов, издание которых император Александр финансировал лично, были представлены публике уже через 14 лет. Пушкинское поколение зачитывалась сочинением Карамзина, исторические сюжеты перекочёвывали в литературные и музыкальные произведения. Автору «Истории государства российского» не хватило жизни, чтобы закончить этот труд. После Карамзина придворных историографов в России не было.