К юбилею «Петрушки»

Дата публикации: 13 июня 2021

Летом 1911 года в лексиконе парижан появилось новое и непривычное для французского языка слово — Петрушка. Так назывался балет Игоря Стравинского.
Его премьера прошла с триумфальным успехом 13 июня в театре Шатле. Это был во всех смыслах знаменательный день. С него началась не только мода на всё русское — сначала в Европе, а потом и в Америке. На долгие годы вперед определился вектор развития мирового искусства — в театре, музыке, живописи. Символом стала нелепая и грустная фигурка в клетчатых штанах и красном колпаке с кисточкой.
К юбилею «Петрушки»
Потешные сцены из русской масленицы — самый яркий бриллиант в репертуаре «Русских сезонов». Эту балетную антрепризу создал импресарио Сергей Дягилев в расчете исключительно на французскую публику. Удивлять ее и эпатировать стало главной задачей. В «Петрушке» ему в этом помог Александр Бенуа. Он создал не только яркие декорации и костюмы, но и придумал историю любви смешного кукольного персонажа.
Хореограф Михаил Фокин помог рассказать ее без слов, с помощью танца. А Вацлав Нижинский настолько перевоплотился в своего героя, что когда тот падал с отрубленной головой, казалось, он сам в этот момент умирал. Публика рыдала.
Но главным в этом тандеме единомышленников всё-таки был Игорь Стравинский. Малоизвестный композитор-самоучка открыл новое направление в музыке и стал суперзвездой. Это признали во всем мире, но только не в России. В то время даже его именитые коллеги-соотечественники называли терпкие созвучия «Петрушки» унылыми, оркестр — убогим, а многочисленные обработки народных песен — примитивными.
К юбилею «Петрушки»
Сценические постановки балета так и не стали у нас «хитами». Игорь Стравинский считал «Петрушку» одним из лучших своих произведений. И когда в 62-м году впервые приехал из Америки в Советский Союз на гастроли, то дирижировал сюитой из этого балета. На концерте 80-ти летний маэстро неожиданно сбился, но первоклассный оркестр Московской филармонии продолжал играть, как ни в чем не бывало. Слушатели ничего не заметили и наградили Мастера « шквальными аплодисментами», — так писали в газетах.
Автор был счастлив — его любимый «Петрушка» наконец-таки, покорил страну, в которой он родился.
Ольга Сирота

Последние события

Современные версии песен о войне

Фирма «Мелодия» выпустила студийную запись концертной программы Хиблы Герзмава и Олега Аккуратова «Где-то далеко, в памяти моей». Композиции объединяет тема Великой Отечественной войны.

ММКФ попрощался до следующего года

Объявлены победители 46-го Московского международного кинофестиваля. Главный приз — «Золотого Святого Георгия» — получила мексиканская драма «Стыд».

Сочинение 17-летнего Шостаковича исполнят в «Зарядье»

Концерт из популярного цикла «Солисты МГАСО» состоится 28 апреля в новом пространстве концертного зала «Зарядье». В программу вошли два камерных произведения Чайковского и Шостаковича.