«Война и мир» Прокофьева. 75 лет со дня премьеры

Дата публикации: 12 июня 2021

Лев Толстой, как известно, оперу не любил, относился к ней скептически и даже представить не мог, что его икона женственности — прелестная Наташа Ростова — когда-нибудь запоёт.
Негласное табу автора посмел нарушить Сергей Прокофьев, и сегодня исполняется 75 лет со дня премьеры его легендарной оперы «Война и мир».
«Война и мир» Прокофьева. 75 лет со дня премьеры
Ленинград, 12 июня 1946-го года. Переполненный зал на премьере «Войны и мира» в Малом оперном театре, ныне Михайловском. Успех оглушительный, и даже критики в восторге! От смелости самой идеи — в романе-эпопее больше двух тысяч страниц текста!
От актуальности темы — страна только что одержала победу в страшной войне. И даже от музыкального языка — острого, дерзкого и совсем не благозвучного. Самым узнаваемым и популярным стал Вальс, под звуки которого Наташа Ростова кружилась в объятиях Андрея Болконского. Эта нежная и трогательная мелодия до сих пор одна из «визитных карточек» оперы «Война и мир».
Вальс появился только благодаря настойчивости дирижера спектакля Самуила Самосуда. Маэстро, буквально, потребовал от композитора дописать две картины, одна из которых — тот самый знаменитый Бал. Давать оперу не в один вечер, а в два предложил тоже Самосуд. Он же придумал режиссёрскую концепцию, а легендарный Борис Покровский, по собственному признанию, был лишь «на подхвате». Всё и вся подчинялось воле Мастера, и даже Сергей Прокофьев.
«Война и мир» Прокофьева. 75 лет со дня премьеры
Тогда великий композитор ещё не знал, что на этом его «хождения по мукам» не закончатся. «Войну и мир» то хвалили, то ругали. Прокофьев то расширял, то вновь сокращал партитуру, но до самой смерти так и не смог определиться с окончательной редакцией. Этим воспользовались режиссеры. 4-х часовую оперу с десятками действующих лиц и сотнями исполнителей купировали до 90 минут, изменили последовательность картин.
В одной из версий война исчезла вовсе, а мир сузился до размеров гостиной Элен Безуховой. Но это уже в наше время и за рубежом, а в Советском Союзе всё-таки нашелся театр, который рискнул поставить спектакль в два вечера и в самом полном объёме. Но к тому времени автор уже давно покоился на кладбище Новодевичьего монастыря.
На премьере в Ленинграде Сергей Прокофьев услышал лишь первую часть своей эпопеи, вторую так и не довелось. Но он видел, как после арии Кутузова зал в едином порыве поднялся и разнеслось мощное «Ура».
С тех пор прошло 75 лет, но слова великого полководца о Руси и белокаменной матушке-Москве всё так же воодушевляют и объединяют слушателей в едином патриотическом порыве. Потому что, эта музыка не только про то, как мы победили, но и о том, почему никто и никогда победить нас не сможет!
Ольга Сирота

Последние события

Продлён приём заявок на конкурс вокалистов имени Глинки

Приём заявок на XXVII Международный конкурс вокалистов имени Глинки продлён до 15 июня. Отборочный тур проходит по видеозаписи, судейская комиссия определит 60 участников. Их имена объявят 15 июля.

Ещё один почётный член Венского филармонического

Кристиан Тилеман стал почётным членом Венского филармонического оркестра. Сообщение появилось спустя всего один день после получения того же статуса маэстро Францем Вельзером-Мёстом.

Зелёная повестка в сезоне Берлинского филармонического

Берлинский филармонический оркестр включил в репертуар будущего сезона специальную программу «Потерянный рай», посвящённую экологической теме.