Казус Якопо Пери

Дата публикации: 20 августа 2021

Якопо Пери вошёл в историю как автор первых опер. Казус заключается в том, что итальянец для своих сочинений в этом жанре использовал другие определения — «драма на музыке» и «сказка на музыке». 20 августа исполняется 460 лет со дня рождения композитора.
В извечном споре Рима и Флоренции за право называться культурной меккой наступает боевая ничья, когда речь заходит о Якопо Пери. Он родился в Вечном городе в 1561 году, а состоялся как творческая личность в центре Флорентийской республики, ныне столицы Тосканы. Именно здесь Пери постигает азы полифонии у музыкального гуру того времени Кристофано Мальвецци. Влиятельный наставник, служивший при дворе Медичи, безошибочно выделил талантливого Якопо среди множества своих подопечных. Юноша прекрасно играл на органе и обладал великолепным голосом: его теноровые рулады не оставляли равнодушными никого. Впрочем, Пери посчастливилось общаться с лучшими умами города и стать одним из членов Флорентийской камераты. Она собрала в свои ряды реформаторов от искусства, решивших поднять итальянскую музыку до древнегреческих высот.
Венцом деятельности кружка стала опера. На реализацию поисков новых музыкальных смыслов ушло больше 20 лет. Якопо Пери трудился не покладая рук — он сочинил приличное количество мадригалов, вокальных пьес, прежде чем написать два опуса, обессмертивших его имя. В 1592 году из-под пера композитора появляется произведение «Дафна», но ноты, увы, не сохранились.
Впрочем, если верить дотошным исследователям творчества мастера, мы мало что потеряли. В партитуре не было привычных красивых арий, а преобладали речитативы secco, сдобренные «нехитрыми» мелодиями. Акцент делался на авторских стихах, обращённым к «живым» чувствам, раздвигающим эмоциональные рамки доминирующих тогда в музыке церковных канонических текстов. Пери быстро отказался от примитивной реконструкции древнегреческой драмы и интуитивно двигался к созданию абсолютно нового жанра. Внутренний голос, а также прекрасные вокальные данные привели его к формату, ставшему впоследствии основой оперы — сольному пению с инструментальным сопровождением.
К 1600 году маэстро созрел для написания музыкального полотна под названием «Эвридика». Оно впервые прозвучало на празднествах по случаю бракосочетания Марии Медичи с французским королем Генрихом IV. Спектакль имел грандиозный успех во многом благодаря личному участию в нём самого Пери — он предстал в роли Орфея. Маэстро не только виртуозно пел, аккомпанируя себе, но и в декламациях был хорош как драматический актёр. Его импозантная внешность приводила публику в восторг — за золотисто-рыжую шевелюру Пери прозвали «Il Zazzerino» — «Длинноволосик».
Современники не скупились не похвалы в адрес своего кумира. «Когда он пел свои произведения, составленные с величайшим искусством и носившие грустный характер, свойственный его таланту, он трогал и заставлял плакать даже все черствые сердца; и вся Италия изумлялась его нежной и сердечной манере, его произведениям для одного голоса. Но я кладу печать молчания на свои уста, бросаю перо, чтобы не потонуть в океане его достоинств. Скажу одно только: он был приятнейшим в пении и искусным в композиции в этом новом стиле; был он также восхитительным мастером в искусстве игры на клавишных инструментах и в аккомпанементе пению в средних голосах, единственным и исключительным», — признаётся один из фанатов композитора.
В этом эмоциональном месседже можно найти красноречивый ответ на вопрос о том, почему именно Пери выпала великая миссия стать родоначальником оперы. Ему «на пятки» наступал ещё один уникум итальянских кровей Клаудио Монтеверди. Но разве мог его «Орфей» в 1607 году появиться на свет без «Эвридики» Якопо Пери?

Последние события

28 января 2022

Премьера оперы Антона Лубченко «Мы» переносится

Премьера новой оперы Антона Лубченко «Мы» по роману Евгения Замятина, которая должна была состояться 29 января в баварском Регенсбурге, переносится из-за заболевания ковидом одного из солистов.

28 января 2022

Концерт Зубина Меты в Петербурге

На концерте Зубина Меты в Петербургской филармонии из-за коронавирусных ограничений изменён артистический состав: вместо детского хора споёт женский.