Астор Пьяццолла. «Великий ТАНГОйзер»

Дата публикации: 11 марта 2021

Он превратил музыку танго из обычного танца в настоящее высокое искусство, способное раскрывать самые сложные и разнообразные чувства человека. 11 марта исполняется 100 лет со дня рождения замечательного аргентинского композитора, бандонеониста и дирижёра Астора Панталеона Пьяццоллы.
Астор Пьяццолла. «Великий ТАНГОйзер»
Аргентинское танго, возникшее в Южной Америке на рубеже XIX и ХХ веков, уже в начале прошлого столетия покорило весь мир своей строгой чеканной ритмикой, яркой выразительной мелодикой и смелыми свободными движениями, граничащими порой с откровенной раскованностью и вызывающей страстностью. Однако, эта музыка, при всей ее мелодичности и чувственности, была лишь сопровождением к танцу, вокальным или инструментальным дополнением к нему. Пьяццолла же раскрыл в ней огромную внутреннюю глубину и содержательность, обогатил приемами других стилей — классики и джаза, сделал отдельным самостоятельным видом музыкального творчества, способным воздействовать на слушателя непосредственно, напрямую, без какого-либо добавочного визуального действа, хотя оно тоже не исключается. Одним словом, ему удалось сделать то же самое, что и Шопену с его мазурками и полонезами, «королю вальсов» Штраусу и гениальному джазмену Гершвину — поднять скромные танцевальные и прикладные жанры народной музыки на уровень высокого профессионального искусства. Он родился в провинциальном рыболовецком городке Мар-дель-Плата, то есть «Серебряное море», что в 400 км к югу от столицы Аргентины, в семье итальянских иммигрантов. Его детство, однако, прошло в Нью-Йорке, куда он потом не раз возвращался в поисках работы и новых музыкальных впечатлений. Здесь он начал заниматься музыкой с одним из учеников Рахманинова, а также встретил своего кумира, актера и певца, короля песенного танго Карлоса Гарделя, с которым снялся в одном из его последних фильмов. Вскоре после этого знаменитый «тангейро» погиб в авиакатастрофе, но успел благословить своего юного соотечественника на дальнейшие творческие свершения. Впоследствии Пьяццолла посвятит ему музыку к фильму «Гардель в изгнании», удостоенному французской премии «Сезар», в котором, кстати, снялась вдова Высоцкого Марина Влади. Другим музыкальным наставником молодого аргентинца в 1954 году становится знаменитая французская пианистка Надя Буланже, у которой учились также Копленд, Бернстайн, Баренбойм, Легран и многие другие известные музыканты. Но главный учитель композитора — это все же сама аргентинская столица Буэнос-Айрес (с испанского — «хороший, приятный воздух»), с ее насыщенной духовной атмосферой, куда он переезжает из родного города в конце 30-х годов. Здесь Пьяццолла берет уроки композиции у классика национальной композиторской школы Альберто Хинастеры, играет в различных танцевальных оркестрах, создает собственные ансамбли, делает оркестровки многочисленных танго — своих и чужих, ищет индивидуальный путь в музыке, получивший позже название «Tango nuevo» (Новое танго). Этот смелый и новаторский стиль вызывает резкую критику сторонников традиционного исполнительства, но маэстро продолжает работать, осваивает разные формы и жанры — симфонические, камерные, джазовые, включает их в собственные композиции, которые постоянно исполняет на концертах. Он — один из немногих современных музыкантов, сыгравший и записавший при жизни почти все свои сочинения. С детства освоив национальный инструмент бандонеон — особую разновидность аккордеона, Пьяццолла не только часто солирует на нем, но и вводит его в состав обычного оркестра, что придает общему звучанию необыкновенную лиричность и проникновенность. Постепенно его музыка обретает широкую популярность. Особый восторг у публики вызывают его танго «Забвение» (Oblivion), «Прощай, Нонино» — памяти отца, и знаменитое «Либертанго», ставшее рекордсменом по количеству записей — их более 50-ти. Его исполняют сотни музыкантов, таких, как гитарист Эл Ди Меола, виолончелист Йо-Йо Ма, аккордеонист Петр Дранга, скрипач Гидон Кремер, оркестр «Виртуозы Москвы» и другие. Это произведение Роман Полански включил в свой фильм «Неистовый», где под эту музыку танцует Харрисон Форд. Ее часто используют мастера фигурного катания, в том числе мировые и олимпийские чемпионы. Всего композитором написано около тысячи различных произведений, преимущественно в жанре танго, в том ччисле оперетта «Мария из Буэнос-Айреса», цикл «Времена года», «Le Grand Tango», посвященное Ростроповичу, а также музыка к десяткам кинофильмов. В 1985 году он окончательно признается на родине национальным гением и получает звание почетного жителя Буэнос-Айреса. Пьяццолла умер в возрасте 71 года и похоронен на столичном кладбище Ла-Чакарита‎ («Маленькая ферма»), где также нашли свое последнее пристанище его предшественник Карлос Гардель, знаменитая аргентинская певица и актриса Лолита Торрес и дважды президент страны Перон.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

Константин Емельянов победил на конкурсе пианистов в Италии

Константин Емельянов стал победителем Международного конкурса пианистов имени Рины Сала Галло в итальянском Монце. Также музыкант удостоился спецприза зрительских симпатий и приза студенческого жюри.

Кинофестиваль «Маяк» стартовал в Геленджике

Фестиваль актуального российского кино «Маяк» стартовал в Геленджике. Фильмом открытия стала российская премьера картины Шона Бейкера «Анора» с Майки Мэдисон, Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым.

Объявлены победители премии Gramophone Classical

В Лондоне вручили премию Gramophone Classical Music Awards. Она присуждается исполнителям, ансамблям и звукозаписывающим компаниям, внёсшим значительный вклад в индустрию классической звукозаписи.