Умер Кшиштоф Пендерецкий

Дата публикации: 29 марта 2020

Выдающийся польский композитор и дирижёр Кшиштоф Пендерецкий скончался утром 29 марта. Ему было 86 лет.
Без творчества Пендерецкого невозможно представить современную музыку. Его сочинения звучат на всех престижных концертных площадках мира в исполнении выдающихся артистов.
Ещё в детстве Кшиштоф хотел стать скрипачом-виртуозом, он вовсе не представлял себя композитором. Однако, именно желание играть на скрипке подтолкнуло мальчика к сочинительству. Вскоре после войны дом Пендерецких ограбили и, в частности, унесли все ноты. Впрочем, где один найдёт причину, другой откроет возможность. Так шестилетний Кшиштоф начал писать для себя. Подростком он играл в городском духовом оркестре Дембицы. А чуть позже, поступив в гимназию, создал свой коллектив. В нём Кшиштоф выступал в роли скрипача и дирижёра.
В 22 года молодой музыкант переехал в Краков, где изучал теорию музыки. Исследователи и биографы выделяют несколько периодов творчества Пендерецкого. Один из них, начальный — авангардный. Чёткая классификация композитору не очень нравилась, впрочем, авангард действительно был:
«Стремление сломать традиции началось в первые послевоенные годы. Мы все хотели забыть об ужасах войны и строить новый мир. Авангард возник и в скандинавских странах, и в Америке — это был новый язык, при помощи которого мы хотели разговаривать друг с другом. Однако самым важным направлением для меня тогда была электроника. Я хотел открыть то, что вообще до того не существовало».
Пендерецкий постоянно экспериментировал: на виолончели и контрабасе пытался воспроизвести электронные звуки, использовал алеаторику и сонорику. Чуть позже эти опыты помогли создать знаменитые композиции для струнного оркестра «Плач по жертвам Хиросимы» и «Полиморфия».
Но в середине 1960-х «эксперименты с авангардом» сменились попытками приблизиться к романтическим, а затем и классическим традициям. Именно в это время, как говорил сам композитор, он нашёл свой собственный стиль. «Страсти по Луке», созданные именно в тот период, Пендерецкий считал одним из самых главных сочинений. На вопрос, для кого композитор пишет и зачем вообще это делает, он отвечал так:
«В первую очередь я пишу, конечно, для себя. Я рад, если нахожу слушателя. Но сочинение музыки — это моя потребность, моя единственная возможность, так как я не очень светский человек, у которого множество друзей. Я, скорее, человек спокойный, замкнутый в себе, и музыка является для меня чем-то вроде языка, на котором я говорю, пожалуй, легче всего».
В 2011 году журналист радио «Орфей» Роман Берченко записал с маэстро эксклюзивное интервью. Прочитать его можно здесь.

Последние события

Василий Петренко продолжит возглавлять Лондонский Королевский оркестр

Лондонский Королевский филармонический оркестр продлил контракт Василия Петренко в должности музыкального руководителя до 2030 года.

Опасное чтение

Национальная библиотека Франции поместила на карантин четыре книги, обложки которых содержат мышьяк. Элемент использовался в переплётах два века назад для придания обложкам зелёного оттенка.

Фестиваль Proms обнародовал программу

Би-Би-Си обнародовала программу своего летнего фестиваля Proms, стартующего 19 июля. Музыка женщин-композиторов составляет почти треть афиши.