Вадим Репин: «Я вдохновляюсь влюблённостью»
Дата публикации: 16 апреля 2021
Восьмой Транссибирский арт-фестиваль приближается к финалу. Осталось всего несколько концертов и триумфальное закрытие — 26 апреля с Валерием Гергиевым в Новосибирске и 30 апреля — с Шарлем Дютуа в Москве. Нам удалось пообщаться с человеком, благодаря которому существует этот проект, проект со своей уникальной теплой атмосферой, гениальными музыкантами и всегда яркой насыщенной программой. Вадим Репин, основатель и художественный руководитель Транссибирского арт-фестиваля, поделился с корреспондентом радио Орфей Мариной Семиной своими впечатлениями от концертов, рассказал о том, чем занимался во время локдауна, а также ответил на вопрос — как справляться с волнением перед выступлением.
М. Сёмина: Чем отличается этот фестиваль? Вы уже возвращаетесь в привычное русло?
В. Репин: Каждый фестиваль разный уже хотя бы потому, что участвуют в них разные музыканты, звучат разные программы, настроения. В этом году, к сожалению, ещё действуют ограничения. Они затронули детскую программу. Для юных музыкантов у нас в течение года раньше проходили мастер-курсы с гостями-профессорами, сейчас пришлось это сократить. Хотя на концертах в зале я вижу много молодёжи и детей. В этом году много проектов, фестиваль ещё не закончился, почти все артисты приехали — для нас это радость.
М. Сёмина: А есть ли в программах ваших концертов что-то, к чему душа лежит больше, есть ли фавориты?
В. РЕПИН: Конечно. На заключительном концерте с Валерием Абисаловичем Гергиевым мы будем исполнять Шостаковича. Это, наверное, один из главных концертов в моей жизни, который я очень люблю играть. В этом году были премьеры, очень важные для меня — Концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета Эрнеста Шоссона, соната Равеля. Их я мечтал исполнить как можно скорее. В прошлом году карантин дал много свободного времени для изучения нового материала. И я сейчас решил два новых произведения сыграть. За 8 лет фестиваля я переиграл большую часть популярного репертуара
М. Сёмина: За время пандемии менялось сознание людей, на многие вещи мы стали смотреть иначе. У вас поменялось мировоззрение?
В. Репин: Когда стало понятно, что это не на одну неделю и не на месяц, а может продолжаться очень долго, то, как ни странно, я сначала испытал радость от возможности побыть спокойно дома с семьёй, отдохнуть от бешенного гастрольного ритма. Месяца полтора я наслаждался этой свободой. А затем открыл футляр, достал инструмент и начал заниматься, думать о репертуаре — без музыки, конечно, трудно было. Но у нас вся семья дома занималась. Для Светланы мы оборудовали балетный зал на даче, дочь занималась удалённо, у них тренировки по гимнастике не прекращались. Мы занимались делом, но свободно распоряжались своим временем.
М. Сёмина: Как у вас происходит процесс изучения нового произведения?
В. Репин: По-разному. Это долгий процесс. Прежде всего, новое произведение — это ноты. В них огромное количество информации. Её нужно осознать, перевести на язык ощущений, чувственности и эмоций. Это математический процесс. Надо ещё выучить ноты, чтобы была абсолютная свобода — ведь мы, инструменталисты, мышечно связаны с инструментом, для воспроизведения музыкального звука нужен огромный комплекс действий, которые должны быть доведены до автоматизма. Но работа над произведением не заканчивается никогда.
М. Сёмина: Ваш партнёр по исполнению Концерта Шоссона, пианист Денис Кожухин говорит, что эта музыка отражает большой спектр эмоций. Есть ли у вас секрет, позволяющий держать их под контролем?
В. Репин: Мне кажется, природа наградила меня стабильной психикой. И, конечно, помогает опыт. Этому научить невозможно, постигается только практикой. Волнение в день концерта начинается с самого утра — просыпаешься и думаешь только о концерте. И не имеет значения, сколько ты волнуешься — 11 часов до концерта или 2 часа — результат одинаковый. Я стараюсь в день концерта немного отвлечь себя, чтобы не зацикливаться на каких-то непростых местах в партитуре, пассажах, чтобы мозг не был перегружен. Потому что чем больше ты находишься в стрессе, тем хуже для концерта.
М. Сёмина: Как привлечь аудиторию к классической музыке? В Новосибирске на вашем фестивале зал всегда полон. Но в Москве концерты классической музыки, кажется, не пользуются такой популярностью.
В. Репин: Сейчас трудно об этом судить — ограничения по заполняемости залов. Некоторые артисты играют по два концерта, чтобы живой концерт могли посетить все желающие. Я считаю, что с классической музыкой всё в порядке. На своих концертах я вижу много молодой аудитории — это самое отрадное. Ведь чтобы воспринимать ту музыку, которые мы играем, необходимо достичь определённого уровня эмоционального развития. Думаю, классическая музыка не нуждается в каком-то особом продвижении.
М. Сёмина: На ваш взгляд, в ансамблевом исполнении что важнее — дружеские отношения между музыкантами или профессионализм?
В. Репин: Трудно однозначно сказать, что лучше — дружба или профессионализм. В этом сила искусства, каждый раз происходит что-то, чего нельзя предвидеть. Есть довольно много примеров, когда некоторые участники, скажем, струнного квартета — виолончелист и второй скрипач — даже не здороваются друг с другом. При этом выходят на сцену и божественно играют любую музыку. На фестивале нам удаётся собрать ансамбли, участники которых никогда ранее вместе не играли. И в этом тоже есть интрига, а в процессе репетиций рождается что-то непредсказуемое и очень интересное. Рецептов нет. Этим и замечательна музыка.
М. Сёмина: А случались ли у вас на концертах эмоциональные потрясения?
В. Репин: Очень часто. Например, на концерте с Михаилом Плетнёвым. Когда мы в первый раз оказались вместе на сцене, я иначе ощутил звук и время, при этом сохранялась полная свобода. Случались такие концерты, после которых некоторое время разговаривать было невозможно. Я помню, с Валерием Гергиевым мы играли Концерт Шостаковича в Роттердаме. После того выступления, можно сказать, был паралич на двадцать минут.
М. Сёмина: Чем вы вдохновляетесь?
В. Репин: Влюблённостью. Пандемия подарила мне возможность побыть вместе с любимыми людьми.
Ближайший концерт Транссибирского арт-фестиваля пройдет 19 апреля в Москве, в зале Чайковского, где Вадим Репин, Денис Кожухин и Модильяни квартет исполнят музыку Дебюсси, Равеля и премьеру нынешнего фестиваля — Концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета Эрнеста Шоссона. А в Новосибирске ждут вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения Астора Пьяццоллы, который состоится 24 апреля.
Последние события
«Я — немецкий композитор из России»
На радио «Орфей» — день Альфреда Шнитке! Советский композитор-авангардист родился ровно 90 лет назад. О пути Альфреда Шнитке — в новых выпусках рубрики Партитура жизни.
Празднование Дня философии можно посмотреть онлайн
Записи концертов ко Всемирному дню философии, который накануне отпраздновали на острове Канта в Калининграде, можно посмотреть на YouTube-канале Кафедрального собора.
Третьяковка на ВДНХ
Третьяковская галерея открыла экспозицию на ВДНХ. Несколько десятков работ советских и современных художников разместили в павильоне № 1 «Центральный».