Вадим Репин: «Я вдохновляюсь влюблённостью»

Дата публикации: 16 апреля 2021

Восьмой Транссибирский арт-фестиваль приближается к финалу. Осталось всего несколько концертов и триумфальное закрытие — 26 апреля с Валерием Гергиевым в Новосибирске и 30 апреля — с Шарлем Дютуа в Москве. Нам удалось пообщаться с человеком, благодаря которому существует этот проект, проект со своей уникальной теплой атмосферой, гениальными музыкантами и всегда яркой насыщенной программой. Вадим Репин, основатель и художественный руководитель Транссибирского арт-фестиваля, поделился с корреспондентом радио Орфей Мариной Семиной своими впечатлениями от концертов, рассказал о том, чем занимался во время локдауна, а также ответил на вопрос — как справляться с волнением перед выступлением.
Вадим Репин: «Я вдохновляюсь влюблённостью»
М. Сёмина: Чем отличается этот фестиваль? Вы уже возвращаетесь в привычное русло?
В. Репин: Каждый фестиваль разный уже хотя бы потому, что участвуют в них разные музыканты, звучат разные программы, настроения. В этом году, к сожалению, ещё действуют ограничения. Они затронули детскую программу. Для юных музыкантов у нас в течение года раньше проходили мастер-курсы с гостями-профессорами, сейчас пришлось это сократить. Хотя на концертах в зале я вижу много молодёжи и детей. В этом году много проектов, фестиваль ещё не закончился, почти все артисты приехали — для нас это радость.
М. Сёмина: А есть ли в программах ваших концертов что-то, к чему душа лежит больше, есть ли фавориты?
В. РЕПИН: Конечно. На заключительном концерте с Валерием Абисаловичем Гергиевым мы будем исполнять Шостаковича. Это, наверное, один из главных концертов в моей жизни, который я очень люблю играть. В этом году были премьеры, очень важные для меня — Концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета Эрнеста Шоссона, соната Равеля. Их я мечтал исполнить как можно скорее. В прошлом году карантин дал много свободного времени для изучения нового материала. И я сейчас решил два новых произведения сыграть. За 8 лет фестиваля я переиграл большую часть популярного репертуара
М. Сёмина: За время пандемии менялось сознание людей, на многие вещи мы стали смотреть иначе. У вас поменялось мировоззрение?
В. Репин: Когда стало понятно, что это не на одну неделю и не на месяц, а может продолжаться очень долго, то, как ни странно, я сначала испытал радость от возможности побыть спокойно дома с семьёй, отдохнуть от бешенного гастрольного ритма. Месяца полтора я наслаждался этой свободой. А затем открыл футляр, достал инструмент и начал заниматься, думать о репертуаре — без музыки, конечно, трудно было. Но у нас вся семья дома занималась. Для Светланы мы оборудовали балетный зал на даче, дочь занималась удалённо, у них тренировки по гимнастике не прекращались. Мы занимались делом, но свободно распоряжались своим временем.
М. Сёмина: Как у вас происходит процесс изучения нового произведения?
В. Репин: По-разному. Это долгий процесс. Прежде всего, новое произведение — это ноты. В них огромное количество информации. Её нужно осознать, перевести на язык ощущений, чувственности и эмоций. Это математический процесс. Надо ещё выучить ноты, чтобы была абсолютная свобода — ведь мы, инструменталисты, мышечно связаны с инструментом, для воспроизведения музыкального звука нужен огромный комплекс действий, которые должны быть доведены до автоматизма. Но работа над произведением не заканчивается никогда.
М. Сёмина: Ваш партнёр по исполнению Концерта Шоссона, пианист Денис Кожухин говорит, что эта музыка отражает большой спектр эмоций. Есть ли у вас секрет, позволяющий держать их под контролем?
В. Репин: Мне кажется, природа наградила меня стабильной психикой. И, конечно, помогает опыт. Этому научить невозможно, постигается только практикой. Волнение в день концерта начинается с самого утра — просыпаешься и думаешь только о концерте. И не имеет значения, сколько ты волнуешься — 11 часов до концерта или 2 часа — результат одинаковый. Я стараюсь в день концерта немного отвлечь себя, чтобы не зацикливаться на каких-то непростых местах в партитуре, пассажах, чтобы мозг не был перегружен. Потому что чем больше ты находишься в стрессе, тем хуже для концерта.
Вадим Репин: «Я вдохновляюсь влюблённостью»
М. Сёмина: Как привлечь аудиторию к классической музыке? В Новосибирске на вашем фестивале зал всегда полон. Но в Москве концерты классической музыки, кажется, не пользуются такой популярностью.
В. Репин: Сейчас трудно об этом судить — ограничения по заполняемости залов. Некоторые артисты играют по два концерта, чтобы живой концерт могли посетить все желающие. Я считаю, что с классической музыкой всё в порядке. На своих концертах я вижу много молодой аудитории — это самое отрадное. Ведь чтобы воспринимать ту музыку, которые мы играем, необходимо достичь определённого уровня эмоционального развития. Думаю, классическая музыка не нуждается в каком-то особом продвижении.
М. Сёмина: На ваш взгляд, в ансамблевом исполнении что важнее — дружеские отношения между музыкантами или профессионализм?
В. Репин: Трудно однозначно сказать, что лучше — дружба или профессионализм. В этом сила искусства, каждый раз происходит что-то, чего нельзя предвидеть. Есть довольно много примеров, когда некоторые участники, скажем, струнного квартета — виолончелист и второй скрипач — даже не здороваются друг с другом. При этом выходят на сцену и божественно играют любую музыку. На фестивале нам удаётся собрать ансамбли, участники которых никогда ранее вместе не играли. И в этом тоже есть интрига, а в процессе репетиций рождается что-то непредсказуемое и очень интересное. Рецептов нет. Этим и замечательна музыка.
Вадим Репин: «Я вдохновляюсь влюблённостью»
М. Сёмина: А случались ли у вас на концертах эмоциональные потрясения?
В. Репин: Очень часто. Например, на концерте с Михаилом Плетнёвым. Когда мы в первый раз оказались вместе на сцене, я иначе ощутил звук и время, при этом сохранялась полная свобода. Случались такие концерты, после которых некоторое время разговаривать было невозможно. Я помню, с Валерием Гергиевым мы играли Концерт Шостаковича в Роттердаме. После того выступления, можно сказать, был паралич на двадцать минут.
М. Сёмина: Чем вы вдохновляетесь?
В. Репин: Влюблённостью. Пандемия подарила мне возможность побыть вместе с любимыми людьми.
Ближайший концерт Транссибирского арт-фестиваля пройдет 19 апреля в Москве, в зале Чайковского, где Вадим Репин, Денис Кожухин и Модильяни квартет исполнят музыку Дебюсси, Равеля и премьеру нынешнего фестиваля — Концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета Эрнеста Шоссона. А в Новосибирске ждут вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения Астора Пьяццоллы, который состоится 24 апреля.

Последние события

Объявлена программа фестиваля Игоря Бутмана

Объявлена программа Второго международного джазового фестиваля Игоря Бутмана, который пройдёт с 21 по 27 июля в Петербурге. В смотре примут участие более 600 артистов, включая Квартет Игоря Бутмана.

В Петербурге стартует «Бродский Drive»

XI Международный музыкальный фестиваль «Бродский Drive» открывается 11 июля в Петербурге. Смотр соберёт любителей джаза в Шереметевском саду, рядом с Музеем Анны Ахматовой.

Мельница «Мулен Руж» снова вращается

Крылья мельницы знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» вновь начали вращаться спустя более года после обрушения старой конструкции. 10 июля состоялся торжественный запуск обновлённых лопастей.

Поиск по сайту