Иван Никифорчин: «Мы с новым коллективом приступаем к осуществлению мыслей, планов, которых огромное количество»

Дата публикации: 17 сентября 2024

В гостях у Марины Сёминой — дирижёр Иван Никифорчин, который не так давно стал новым художественным руководителем Московского государственного академического симфонического оркестра.
М. Сёмина: Иван, от нашей радиостанции и от всех наших радиослушателей поздравляю вас с новой должностью. Какие эмоции? Поделитесь.
И. Никифорчин: Безусловно, меня переполняет невероятное счастье. Но в то же самое время я ощущаю огромную ответственность. С полной уверенностью могу сказать, что оправдаю доверие всех людей, причастных к моему назначению. Мы вместе с моим новым коллективом уже приступаем к осуществлению мыслей, планов, которых огромное количество. И я уверен, что наши цели будут достигнуты.
М. Сёмина: А вы помните, когда произошло знакомство с этим коллективом? В юности, в детстве?
И. Никифорчин: Конечно помню. Это один из старейших оркестров нашей страны. В репертуаре этого коллектива находились полные симфонические циклы Брукнера, Малера, Бетховена. И это всегда вызывало у меня невероятное восхищение и интерес. В прошлом и даже в позапрошлом сезоне мы активно сотрудничали. Мы провели не один концерт в разных городах, с совершенно разными программами и составами. Я думаю, уже тогда между мной и музыкантами этого прекрасного коллектива возникла «химия», взаимопонимание. И здесь я всегда подчёркиваю: мне особенно нравится невероятный синтез молодости музыкантов и их огромного опыта. Это всегда очень ценно и открывает возможности для продуктивного сотрудничества.
М. Сёмина: Это как раз совпадает и с вашими качествами — молодость и опыт. Так и случается мэтч — совпадение дирижёра и коллектива.
И. Никифорчин: Наверное, у меня и не бывает по-другому. Когда ты выходишь к оркестру, у тебя есть чёткая задача. Ты должен абсолютно точно понимать, какого звучания ты хочешь, и ты просто идёшь от искренности. И от профессионализма, безусловно. Но в первую очередь от чистоты помыслов, от человеческого отношения, которое перерастает уже в профессиональные отношения с музыкантами.
М. Сёмина: Иван, расскажите о ваших ближайших планах, концертах.
И. Никифорчин: Сейчас пока рано говорить о какой-то конкретике. Не так давно у нас состоялся художественный совет, на котором я озвучил, что мы возьмём курс на то, чтобы делать записи наших исполнений. Я говорю не только о записях с концертов, но и о студийных записях. Я считаю, что это очень важно. В «Академии русской музыки» я давно делаю особый акцент на этой неотъемлемой части сотворчества. Это то, что останется после нас, после десятилетий сотрудничества, содружества с оркестром.
И конечно, уже запланированы гастроли в разных городах. В декабре в Салехарде вместе с МГАСО выступит Денис Леонидович Мацуев. Интересный факт, что этот концерт был запланирован ещё до моего назначения.
М. Сёмина: Вы являетесь основателем, художественным руководителем и главным дирижёром другого коллектива — «Академии русской музыки». Насколько будет сложно или, наоборот, легко совмещать руководство двумя оркестрами?
И. Никифорчин: Я уверен, что музыкальный и административный опыт, который я получил благодаря очень непростому труду в «Академии русской музыки», будет способствовать продуктивному и плодотворному профессиональному творчеству вместе с МГАСО. Что касается «Академии русской музыки», наш курс остаётся неизменным — исполнять эксклюзивную музыку. В наших планах в этом сезоне очень много мероприятий. Подчеркну, что с этого сезона мы будем выступать с концертами в рамках абонемента Московской филармонии. Для нашего коллектива это действительно важное достижение. Мне хотелось бы лично поблагодарить Алексея Алексеевича Шалашова за эту возможность и за доверие, которое для нас действительно большая честь. Мы выступим и на других площадках, в частности в Доме музыки с ведущими солистами-пианистами. Так что работа продолжится в том же интенсивном темпе.
М. Сёмина: Ну, а мы, как всегда, с радостью будем следить за афишей.
Иван, впервые в России художественным руководителем федерального учреждения назначен человек младше тридцати лет. Вам двадцать девять. Кто-то говорит, что профессия дирижёра — как хорошее вино: чем старше человек, тем лучше он себя проявляет в этой сфере. А как вы сами относитесь к этим возрастным градациям?
И. Никифорчин: У меня свой взгляд на такие суждения. Я считаю, что не нужно разделять дирижёрскую деятельность на периоды, когда можно этим заниматься, а когда нельзя. Лидерство — это ответственность вне зависимости от возраста. Это либо есть в тебе, либо нет. Человек должен гореть по-настоящему, быть одержимым и, безусловно, постоянно развиваться. Я мечтал оказаться в должности художественного руководителя. И, как вы подметили, это случилось в достаточно молодом возрасте. Но опыт дирижёра не всегда исчисляется количеством лет в паспорте. Пусть мне только двадцать девять, но за это время было проделано многое: музыкальные открытия, сотрудничество с главными, ведущими оркестрами нашей страны, как симфоническими, так и театральными, общение с выдающимися личностями — музыкантами, директорами, менеджерами. И, возможно, именно этот опыт позволяет мне более полно и широко представлять, что я могу и должен делать на своём посту.
М. Сёмина: Ещё одна ваша деятельность — преподавание в Московской консерватории. Как вы там себя чувствуете?
И. Никифорчин: С каждым годом я чувствую в себе всё большую потребность быть педагогом. Получив свой дирижёрский класс, опять же, будучи молодым, я осознаю огромную ответственность перед студентами. Ведь им совсем скоро выходить к оркестрам, и они должны быть по-настоящему к этому готовы. Бывают очень разные случаи. Оркестр иногда не принимает молодого дирижёра, и это может очень сильно сломать психику. Выходя к выдающемуся коллективу, ты должен точно знать и понимать, чего ты хочешь, и разговаривать с музыкантами на их языке. Они до тебя играли это сочинение десятки, а то и сотни раз, и каждый раз, особенно в первый, для тебя это будет определённый вызов, экзамен. Но я считаю, что ни в коем случае нельзя заискивать перед музыкантами. Нужно идти от музыки, учиться у музыки. Я всегда говорю своим студентам: нужно быть смелым человеком, нужно делать свой выбор. Ведь дирижёр — это прежде всего выбор, а не набор.

Последние события

Радость встречи с «Щелкунчиком»

Встреча с «Щелкунчиком» – заветная мечта многих поколений зрителей. Сказка Чайковского необычайно хороша в исполнении Симфонического оркестра радио «Орфей» и театра «Кремлёвский балет».

Артисты из РФ, Норвегии и Азербайджана выступят на фестивале в Краснодарском крае

Театральные коллективы из разных российских регионов, а также артисты из Норвегии и Азербайджана выступят на VI Международном фестивале «Театральная гавань», который открылся в Новороссийске.

Большой Детский фестиваль в столицах

VII Большой Детский фестиваль стартует в Москве и Петербурге 28 сентября. Смотр продлится два месяца, за это время юным зрителям покажут около полусотни спектаклей.