Иван Рудин: «Самое сложное — сделать так, чтобы одно и то же мероприятие оставалось актуальным»

Дата публикации: 1 июля 2024

В интервью Марине Сёминой известный дирижёр, пианист, художественный руководитель МГСО, генеральный директор зала «Зарядье» заслуженный артист России Иван Рудин — о жизни, творчестве, о событиях зала и не только.
М. Сёмина: У вас не так давно был день рождения. К какой категории людей вы себя относите: любите и отмечаете этот праздник или предпочитаете проводить его как обычный день?
И. Рудин: Мне приятно проводить день рождения на работе. Вечером у нас был концерт: мы исполняли вместе с замечательными солистами и симфоническим оркестром последнюю оперу Петра Ильича Чайковского «Иоланта». В первой половине дня — всякие рабочие вопросы. Я работаю с удовольствием, поэтому работать в день рождения — это тот подарок, который я могу сам себе сделать.
М. Сёмина: Мы все в юном возрасте мечтаем кем-то стать. Как человек из известной музыкальной семьи вы сразу поняли, что музыка — это ваш путь или были мысли о другой профессии?
И. Рудин: Моя любовь к музыке — это отношения, которые возникли прежде всего благодаря моей маме. Не могу сказать, что занятия происходили из-под палки, за что ей большое спасибо. Некоторое подталкивание в эту сторону было связано с тем, чтобы я занимался регулярно. Но у меня никогда не было повода возненавидеть музыку, как случалось у многих коллег, даже профессионалов. Музыка сначала была просто спутником моей жизни, а потом это превратилось в серьёзные отношения, в любовь. Пожалуй, в переходном возрасте или чуть постарше я понял, что мне очень интересно заниматься музыкой, что это моя жизнь. Я не представляю себя без музыки, занимаюсь ей с удовольствием и с любовью, не считая времени, которое этому делу посвящено.
М. Сёмина: Я читала, что в детстве вы вставали на стул и представляли, что вы дирижируете.
И. Рудин: Очень важно (на самом деле — самое важное), чтобы мамы, бабушки, папы, дедушки наблюдали за своими детьми и вовремя могли разглядеть те или иные способности. Моя мама обратила внимание на мои способности к музыке, потому что я проявлял интерес к пианино, к записям, к пластинкам, к нотам, любил в это поиграть, подирижировать, понажимать на клавиатуру. Если в ребёнке есть интерес, то очень здорово, когда родители просто предлагают ему этот интерес укрепить. Благодаря тому, что у меня музыкальная семья, друзья нашей семьи совершенно случайно предложили показать меня замечательному педагогу, моей любимой учительнице. Она тогда меня взяла в свой класс. Так, собственно, началась моя профессиональная жизнь в музыке.
М. Сёмина: Иван Александрович, вы уже много лет являетесь художественным руководителем Московского государственного симфонического оркестра, и буквально два с лишним года назад вы заняли должность генерального директора зала «Зарядье». Как эти две сферы деятельности органично встроились в вашу повседневную жизнь?
И. Рудин: Мне кажется, это произошло для меня достаточно естественно. Собственно, ничего особенно не поменялось, потому что фестивалю «ArsLonga», которым я занимаюсь и который придумал, в этом году двадцать четыре года. И, пожалуй, самое сложное — это не придумать фестиваль, название или программу одного года, а сделать так, чтобы одно и то же мероприятие оставалось актуальным и жило вот уже почти четверть века. За это время среди моих обязанностей на фестивале были все возможные виды деятельности, связанные с организацией. Знаю прекрасно, что такое сделать довольно большой фестиваль совершенно одному, взять на себя ответственность за все этапы, ещё и участвовать в нём. И отдельный большой опыт — как распределять собственную нагрузку, не брать всё на себя, не говорить, что я за этим столом всё съем.
М. Сёмина: Причём вы сделали этот фестиваль в юном возрасте.
И. Рудин: В достаточно юном. Первый фестиваль состоялся, когда мне было восемнадцать лет. И благодаря этому довольно большому опыту мне удаётся не то что совмещать, а дополнять. А залу «Зарядье», который призван распространять классическую музыку — инструмент, помогающий в наше непростое время выстраивать и налаживать взаимопонимание между разными народами, между разными странами, государствами, — очень приятно служить. Здесь мы служим искусству во благо нашего города, который решил и определил, что именно в таком невероятном месте будет звучать классическая музыка.
М. Сёмина: Боюсь даже представить, сколько обязанностей на позиции генерального директора этого зала, вплоть до настройки роялей.
И. Рудин: Генеральный директор отвечает за деятельность зала в полном смысле этого слова: от вопросов мытья фасадов или работы фонтана перед залом до концертной деятельности. Конечно, состояние инструментов имеет огромное значение для меня даже не как для генерального директора, а прежде всего как для музыканта. Последний вопрос, который мы обсуждали на работе за десять минут до нашей с вами встречи, это молотки для колокольни. В зале «Зарядье» сформирована достаточная инструментальная база. Тем не менее мы продолжаем увеличивать и расширять её, приобретая необходимые позиции, чтобы в нашем зале можно было исполнить самые сложные или самые масштабные произведения. Сейчас, например, мы ждём и рассчитываем, что у нас появится пятиоктавная маримба. Мы стараемся, чтобы музыкантам было удобно: приобретаем новые стулья, специальные конструкции, чтобы поставить тромбоны или фаготы; мы установили специальную систему увлажнения для роялей; иногда для исполнения одного произведения одному музыканту требуется несколько труб. Нюансов и мелочей очень-очень много, и я как музыкант обращаю на них большое внимание, потому что зал «Зарядье» — это не просто великолепная современная оболочка, но и содержание. Когда музыканты приходят к нам, они должны чувствовать, что о них думают, о них заботятся, им удобно, всё, что необходимо для работы, у них есть. Учитывая нынешнюю непростую ситуацию, мы должны сделать так, чтобы всё имеющееся у нас служило максимально долго и было нашим собственным, чтобы мы знали, что у нас, скажем, есть колокола для исполнения «Бориса Годунова», который открывал II летний фестиваль «Зарядье».
М. Сёмина: Расскажите об этом фестивале, который буквально на днях завершается в зале «Зарядье».
И. Рудин: Летний фестиваль — это масштабный проект. В этом году мы создали Барочный фестивальный оркестр, состоящий из блестящих музыкантов, специализирующихся на исторически информированном исполнительстве, и исполнили Бранденбургские концерты Баха. Впервые в нашей стране собран коллектив музыкантов из разных городов, из разных оркестров. Они объединены идеей фестиваля «Зарядье». Это создаёт новые возможности, новые творческие и профессиональные связи, даёт залу доступ к новым артистам, к новым идеям, что необходимо в наше время.
Мы говорим, что сейчас сложное время. Но у каждой медали две стороны. Оно в чём-то прекрасное, потому что многие проблемы, которые стояли перед нами, стали настолько острыми, что ты либо их решаешь, либо они тебя побеждают. Да, количество приезжающих к нам западных артистов в какой-то момент сократилось. Но мы видим, что замечательные музыканты, наши друзья продолжают к нам ездить. Буквально на днях мы опубликовали, что в новом сезоне к нам приезжает замечательная Суми Чо — корейская исполнительница, которая уже бывала в России и снова возвращается к нам, в зал «Зарядье». Если говорить сухо, то мы уже вернулись к допандемийному количеству западных исполнителей. И вообще, я бы предложил даже не обращать внимания на гражданство, а переключиться на программы, на проекты, потому что всё же содержание важнее, чем надпись, гражданин какой страны исполняет. Мы в состоянии сделать свою афишу разнообразной и интересной.
М. Сёмина: Это правда. Спектр мероприятий поражает. Концерты, спектакли на любой вкус.
И. Рудин: Достаточно сказать, что в нашем зале в этом сезоне прошло почти шестьсот мероприятий, и их посетили больше трёхсот тысяч слушателей. И эти цифры будут расти.
Основная тема летнего фестиваля — это тема русского искусства. В этом году очень много юбилеев наших соотечественников — великих композиторов, которые своим талантом дали нам, музыкантам, возможность заниматься любимым делом, а зрителям — приходить слушать их сочинения. И мы должны искать новые формы исполнения, новые формы взаимодействия и в то же время заботиться о том, чтобы не испортить то великое, что нам досталось. На летнем фестивале звучит много русской музыки. На закрытии мы представим новую постановку балета Стравинского «Жар-птица». Я всех приглашаю на закрытие фестиваля и закрытие сезона 29 и 30 июня. Это единственные бесплатные мероприятия, которые организует зал «Зарядье».
М. Сёмина: То есть даже билет покупать не нужно?
И. Рудин: Билет покупать не нужно, но на вечерние мероприятия нужно будет пройти регистрацию, потому что в прошлом году количество желающих побывать на закрытии сезона и летнего фестиваля было гораздо больше, чем вмещает летний амфитеатр парка.
М. Сёмина: На ваш взгляд, сформировался ли психологический портрет посетителя зала «Зарядье»?
И. Рудин: Существует мнение, что у классической музыки есть какие-то проблемы, и она вот-вот завершит свой жизненный цикл. Тем не менее этого не происходит и, слава богу, не произойдёт в обозримой среднесрочной перспективе лет на триста-пятьсот. Принято считать, что возраст тех, кто ходит в залы, где звучит классическая музыка, выше среднего. Мы же в зале «Зарядье» делаем всё возможное для того, чтобы нас посещало как можно больше молодых людей. И это действительно происходит. Но это требует более современного подхода. В этом году мы сделали новое концертное пространство, чтобы семьи могли приходить с детьми. Для детей это первый шаг в мир классической музыки. Там для них создаётся комфортная среда, мы делаем семейные и детские программы, большие проекты. В этом году прошёл детский фестиваль. Мы делаем много программ современной музыки в необычном формате. Например, в рамках летнего фестиваля у нас есть променад-концерты, когда мы убираем пол, а вместо этого ставим мягкие пуфики, чтобы молодёжь чувствовала себя раскованно. Это смелый шаг, но я вижу, что он востребован, потому что люди ищут чего-то нового, они хотят, чтобы прослушивание классической музыки было современным.
Люди привыкают к определённым наборам услуг и хотели бы использовать такие же формы коммуникации, взаимодействуя с интересными им явлениями. И мы с удовольствием двигаемся в эту сторону. Мы в этом году внедрили программу лояльности «In Tempo» для людей, которые постоянно покупают билеты на нашем сайте, постоянно посещают наши концерты. Мы создаём специальные условия и будем развивать эту программу. Мы делаем много шагов навстречу аудитории, находящейся в активном возрасте, и видим ответную реакцию. Как говорят, любовь и дружба — это улица с двухсторонним движением. Вот так и мы: делаем много-много шагов вперёд и рассчитываем на взаимность.

Последние события

Игоря Крутого отметили орденом

Владимир Путин наградил композитора Игоря Крутого орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Соответствующий указ опубликовали на официальном портале правовой информации.

Исторический музей рассказал о планах на будущий год

Исторический музей в следующем году продолжит цикл «Сокровища императорских резиденций». Московские посетители познакомятся с реликвиями царских дворцов Петербурга.

История одной семьи

Постановку РАМТа «Леопольдштадт» покажут 21 ноября на Фестивале «Уроки режиссуры» в Москве. Событие проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.