К 100-летию со дня рождения Ирины Родзевич

Дата публикации: 5 мая 2024

Сегодня, 5 мая, исполняется 100 лет со дня рождения известного педагога, пианистки Ирины Родзевич. Всю жизнь она отдала служению музыке, более 60 лет проработав в легендарной кузнице талантов — Гнесинской десятилетке (МССМШ имени Гнесиных). Ирина Родзевич была одной из любимых учениц Елены Фабиановны Гнесиной, поступила в Московскую детскую музыкальную школу имени Гнесиных в 1934 году и, единственная за всё время, проучилась у Елены Фабиановны с 1-го класса до окончания Института имени Гнесиных в 1950 году.
Какой её помнят ученики, что значит быть музыкальными внуками Елены Гнесиной — об этом и многом другом говорят ученицы Ирины Родзевич: генеральный директор-художественный руководитель телерадиоцентра «Орфей» Ирина Герасимова и профессор Московской консерватории, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая. Аудио-версию беседы слушайте здесь.

И. Герасимова: Сегодня, пятого мая, необычный день — столетие моего педагога Ирины Сергеевны Родзевич. Моя гостья — тоже её ученица, замечательная Евгения Кривицкая, органист, музыковед, профессор консерватории и главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», который, безусловно, знаком нашим слушателям. Сегодня мы должны поговорить об Ирине Сергеевне, вспомнить её и рассказать, насколько в целом важен для музыканта педагог.
Е. Кривицкая: Очень важен. Педагоги — это, собственно, те люди, которые не просто учат ремеслу, а направляют нас по жизненному пути. Особенно педагоги, которые, как Ирина Сергеевна, ведут тебя с первого по одиннадцатый класс.
И. Герасимова: Даже с нулевого.
Е. Кривицкая: В эти годы становление, желание продолжать дальше зависит от педагога, от того, как он будет с тобой общаться, своим личным примером показывать важность выбора профессии. И конечно, Ирина Сергеевна играла очень большую роль в нашей жизни.
И. Герасимова: Нынешний год — юбилейный год: сто пятьдесят лет Елене Фабиановне Гнесиной. Это великий педагог. Их было пять сестёр — большая педагогическая семья, которая сделала, как раньше говорили, «Гнесинский комбинат».
Е. Кривицкая: Они создали ту самую знаменитую триаду «школа — училище — вуз».
И. Герасимова: При этом школы было две: десятилетка и семилетка.
Е. Кривицкая: Семилетка на Собачьей площадке, которой теперь не существует, к сожалению. Сейчас это уже Новый Арбат. Потом — училище. И потом возник Институт имени Гнесиных — теперь Российская академия музыки. В общем, это не просто страница, а целый том в истории нашего музыкального образования.
И. Герасимова: Ирина Сергеевна — одна из любимых учениц Елены Фабиановны Гнесиной.
Е. Кривицкая: По крайней мере, она училась у неё с первых шагов и до окончания Института Гнесиных.
И. Герасимова: Исполнительская школа Елены Фабиановны была передана непосредственно Ирине Сергеевне Родзевич. Ирина Сергеевна в этом смысле её пианистическая дочка. И льщу себя надеждой, что мы с тобой, Жень, пианистические внучки. Это очень приятно осознавать. Гнесинцы — это особая семья, которая друг друга видит и уж точно слышит, потому что мы все больше работаем ушами, чем глазами. Мы всегда слышим гнесинскую школу и способны отличить особенности звукоизвлечения, доведения своих эмоций до слушателей. Это очень важный аспект, которому нас научила Ирина Сергеевна.
Е. Кривицкая: Готовясь к нашей встрече, я пыталась вспомнить её образ, очень элегантный, всегда женственный. Этот образ у меня прямо перед глазами. Кажется, что она вот сейчас может открыть дверь и войти. Я понимала, что передо мной изящная, следящая за собой женщина.
И. Герасимова: Да, она была как героиня из фильмов пятидесятых. Её изящество, причёска, её стильный вид всегда очень влиял на нас, девочек.
Е. Кривицкая: И казалось, что она с годами совсем не меняется. Она выбрала этот стиль и держалась его.
Не знаю, как уроки проходили у тебя, но у нас они проходили по старой модели, которая сейчас немножко ушла: несколько учеников сидят на уроке и слушают друг друга — следят, что говорит педагог, чтобы, когда они будут играть то же сочинение, уже не повторять каких-то ошибок. Я училась в одном классе с Борисом Березовским. Конечно, я слышала, как Боря играет — фантастически быстро, чётко, ярко. Он, кстати, на переменах любил поиграть «Исламея». Это был коронный номер.
И. Герасимова: Одно из сложнейших произведений в пианистической практике.
Е. Кривицкая: И, когда ты слышишь, как рядом с тобой соученик играет такие сложные вещи, невольно хочется «тянуть носок». С педагогической точки зрения это было очень правильно. У каждого были свои индивидуальные стороны, а Ирина Сергеевна умела сделать акцент на том, что лучше получается. Я считаю, очень важно развивать сильные стороны, вместо того чтобы пытаться сделать человека ничем не выдающимся. Конечно, это всё очень стимулировало к творчеству. И ещё одно важное качество Ирины Сергеевны — она была очень предана своим ученикам. Во время обсуждений на зачётах, если кто-то хотел занизить отметку, она всегда отстаивала интересы своих учеников. Она видела в них самое хорошее.
И. Герасимова: Тут я бы хотела пояснить. Что такое класс? Тридцать учеников, все одного возраста, все одних интересов, и поэтому с ними очень удобно работать. Что такое инструментальный специальный класс — класс фортепьяно, класс трубы? Если там класс горизонтальный, то здесь класс вертикальный. Он начинается с нулевого класса, потом идёт какой-нибудь второй, третий, седьмой, десятый, одиннадцатый. И это всё — один класс. Все эти люди встречаются на уроках: кто-то кого-то ждёт, кто-то с кем-то позанимается, старший младшему что-то покажет, ручку поставит. Это совершенно другая среда, потому что ты общаешься с небожителями. Они уже играют сонаты Прокофьева, а у тебя какой-нибудь Ригодон из «Школы» Николаева ещё не очень получается. Это фантастическая история, когда исполнительская школа передаётся не просто от педагога к ученику, но ещё и от учеников педагога к ученикам педагога.
Е. Кривицкая: На самом деле это братство, да?
И. Герасимова: Можно сказать и так.
Иногда Ирина Сергеевна занималась с нами не только в школе. Не знаю, Жень, знаешь ли ты, но я ещё застала: у Ирины Сергеевны был удивительный адрес, чисто московский — Арбат 4, квартира 8.
Е. Кривицкая: Нет, я не застала эту квартиру. Я была на её новой квартире на улице Красина — гнесинский кооператив.
В день столетия Ирины Сергеевны было бы правильно вспомнить некоторые подробности её биографии. У неё была, я бы сказала, очень крутая судьба. Расскажешь немножко?
И. Герасимова: Я знаю, что она была дочкой Калерии Яковлевны Бычковой. Родом её семья из города Козьмодемьянска, это Марий Эл. Калерия Яковлевна после революции открыла в этом городе фортепьянные классы, долго там преподавала. И её там помнят. В музее есть даже её фотография. Дедушка Ирины Сергеевны был известным купцом. Я об этом узнала случайно только несколько лет назад. Видимо, когда я училась, это не очень было принято афишировать. И вот что ещё любопытно. Когда была Великая Отечественная война, Ирина Сергеевна вместе с мамой уехала из Москвы в Козьмодемьянск переживать войну и работала там трактористкой, не поверишь. Она мне сама рассказывала об этом. При всей её хрупкости, похожести на Одри Хепберн она была трактористкой! И она говорила: «Мы с мамой лежали под одеялом и думали, что же страшнее: холод или темнота? И мы решили, что темнота». Она не любила тьму, очень не любила.
Е. Кривицкая: Я знаю, что в 1943 году Елена Фабиановна специальным письмом вызвала Ирину Сергеевну назад в Москву, и она участвовала в музыкальных бригадах, которые ездили и играли солдатам. Она была человеком с активной гражданской позицией.
Когда я поступила, она публично уже не играла, хотя в молодости довольно много концертировала. Мне кажется, что в какой-то момент педагогика её поглотила, и она полностью посвятила себя своим ученикам. Я помню, что она проводила огромное количество времени в школе, у неё была большая нагрузка. И класс её был, я бы сказала, звёздный.
И. Герасимова: Давай попробуем назвать её учеников.
Е. Кривицкая: Вот, например, Ирина Герасимова — руководитель радиостанции «Орфей».
И. Герасимова: Женя Кривицкая — профессор консерватории и главный редактор «Музыкальной жизни».
Е. Кривицкая: Борис Березовский — пианист с мировым именем, солист филармонии. Он поступил к ней, потому что вначале у неё училась его старшая сестра Ольга Каландадзе, тоже очень хороший музыкант. Когда я оканчивала школу, к ней поступил маленький Кирилл Гилельс — внук Эмиля Григорьевича.
И. Герасимова: В Гнесинской десятилетке преподаёт целая плеяда её учеников. Это и Анна Фёдоровна Арзаманова, и Татьяна Шкловская, и Елена Толкунова.
Е. Кривицкая: Ирина Сергеевна давала такую базу, которая позволяла очень успешно двигаться дальше в музыкальной сфере. Не обязательно было становиться только концертирующим пианистом. Её ученики занимаются и общественно-музыкальной, и педагогической деятельностью. Но никто не бросил свою профессию, все на плаву. Привитая любовь к Музыке — это, мне кажется, весомый итог её служения искусству.
И. Герасимова: И сегодня, пятого мая, мы должны от имени всех её учеников сказать ей туда большое спасибо за ту любовь к музыке, которую она нам подарила, за те эмоции, которые мы испытываем, играя на рояле и слушая музыку. А самое главное, что исполнительская школа — это очень важный инструмент, который, безусловно, мы должны хранить. Мы очень благодарны Ирине Сергеевне.
Е. Кривицкая: Светлая память.
И. Герасимова: Желаю всем не забывать своих педагогов, любить их, ценить их, звонить им. Здоровья и творческих побед, которые будут осуществляться с помощью ваших педагогов.

Последние события

Игоря Крутого отметили орденом

Владимир Путин наградил композитора Игоря Крутого орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Соответствующий указ опубликовали на официальном портале правовой информации.

Исторический музей рассказал о планах на будущий год

Исторический музей в следующем году продолжит цикл «Сокровища императорских резиденций». Московские посетители познакомятся с реликвиями царских дворцов Петербурга.

История одной семьи

Постановку РАМТа «Леопольдштадт» покажут 21 ноября на Фестивале «Уроки режиссуры» в Москве. Событие проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.