Николай Луганский: «Музыка — самое великое из великих искусств»

Дата публикации: 15 апреля 2024

XI Транссибирский Арт-фестиваль под управлением Вадима Репина на днях завершился в Новосибирске. В двух финальных концертах принял участие пианист мирового уровня Народный артист России Николай Луганский. Он дал интервью Марине Сёминой.
М. Сёмина: Ваш дуэт с Вадимом Репиным всегда особый подарок для слушателей. А помните ли вы самый первый совместный выход на сцену?
Н. Луганский: Конечно же, помню. Но прежде хочу заметить: Вадим участвует в каждом втором концерте фестиваля, я приезжаю на фестиваль уже в третий раз. Тем не менее мы никогда не играли вдвоём в Новосибирске.
М. Сёмина: Хотя играли во множестве других городов.
Н. Луганский: Мы играли и в России, и в Америке, и в Европе
М. Сёмина: А на Транссибе впервые.
Н. Луганский: Да, поэтому это в каком-то смысле наш дебют.
Я прекрасно помню наш первый концерт и помню, как мы пришли к идее играть вместе. Мы оба участвовали в фестивале «La Folle Journée» («Сумасшедшие дни») в Нанте. Это было, кажется, в 2002 году. Вадик тогда играл Концерт Чайковского, я играл Третий Рахманинова. Мы слушали выступления друг друга. На следующий день он позвонил и предложил сыграть. Я был безумно счастлив. Мы составили сложнейшую программу: Шуман, Прокофьев, Шёнберг и Шуберт. Мы играли её в небольшом местечке в Голландии, в Брюсселе и в Вене, а позже уже и в Москве, и в Петербурге, и в Америке, и в Японии. Но первой страной была Голландия.
М. Сёмина: А как ваша дружба на протяжении этих лет протекает вне музыки?
Н. Луганский: Первый раз мы основательно развлеклись в Японии. Мы встретились неожиданно: у нас совпали гастроли. Большая радость встретить в каких-то далёких местах друга, знакомого, а иногда и человека, о котором знаешь очень много, но никогда раньше не встречал. Так мы с Вадиком очутились в Токио. Мы провели пару вечеров вместе, повеселились, погуляли. Я знал Токио просто как каменный мешок, а он знал значительно лучше. Он показал самые неожиданные места этого города, было много приключений. Мы играли в разные игры, отнюдь не только в шахматы. И, помню, потом Вадику нужно было в семь или в восемь утра куда-то отъезжать, чтобы улетать. Тогда, мне кажется, я был более дисциплинированным. Я его долго и упорно будил: специально проснулся и стучал ему в номер, чтобы он не проспал.
М. Сёмина: А были ли среди тех приключений какие-то особенно запоминающиеся?
Н. Луганский: Приезд в Японию — это не очень просто. Был ночной перелёт, мы не спали. И вот уже поздно вечером мы ехали в японском метро, и Вадик рассказывал какую-то безумно интересную историю, естественно, с юмористическим оттенком. И в определённый момент он как настоящий талантливый рассказчик сделал паузу, прежде чем наступит самый пикантный момент и мы оба взорвёмся от смеха. Пауза чуть-чуть затянулась. Я взглянул и увидел, что он в это время спит — в середине своего рассказа! Вот это было потрясающе! Я не стал его будить. А минут через пять он вдруг разразился хохотом и сказал: «Чувак, я заснул!»
М. Сёмина: А историю он дорассказал?
Н. Луганский: Да, это была замечательная история.
В общем, мы подружились. Уже через несколько лет мы встретились в Нанте, как я уже рассказывал, и началась наша совместная деятельность. И когда мы стали репетировать программу, Вадик открылся мне с другой стороны. Я представлял себе, что это очень весёлый, энергичный любитель приключений. А то, насколько серьёзно, с какой отдачей он репетировал, в какой-то мере стало для меня неожиданностью. Мне казалось, что Вадим Репин больше стихийный, грандиозный талант, нежели человек, погружающийся в работу. Оказалось, и то и другое.
М. Сёмина: Вернёмся к Транссибу. Чем, на ваш взгляд, уникален этот проект Вадима Репина?
Н. Луганский: Одна из проблем России в её централизованности. Исторически у нас всегда было две столицы, являющиеся немыслимо важными мировыми культурными центрами, — Москва и Санкт-Петербург. И это прекрасно. В то же время это всегда шло в ущерб другим местам нашей необъятной страны. Наверное, для любого человека, и в том числе для нормального культурного москвича, огромная радость узнать, что грандиозные культурные события происходят где-то ещё. Конечно, Новосибирск — не маленький город. Тем не менее он удалён от центров Европы. Вадим родился, вырос здесь. Потом он жил в самых разных местах. Всё-таки мы по праву рождения получили очень многое, прежде всего уникальное образование. И тут возникает некая проблема: либо ты чувствуешь себя всю жизнь обязанным стране и тем местам, где ты вырос и учился, либо делаешь вывод, что это само собой разумеющееся и ты можешь об этом забыть. В общем-то, случается и так, и наоборот. Радость и уважение вызывает у меня то, что Вадим, будучи европейски образованным человеком, говорящим на пяти языках, повидавшим множество стран, воплотил многолетнюю мечту создать фестиваль с центром именно в Новосибирске. И ради своей мечты он делает всё возможное. Он ведь не только потрясающе играет на скрипке. Он готов общаться с самыми разными людьми. Чиновники, бизнесмены, артисты, помимо восхищения его творчеством, попадают под обаяние его личности, его юмора, его жизнелюбия. И в итоге Вадиму всегда удаётся убедить людей в том, что их помощь не просто нужна, но будет радостью для них самих.
М. Сёмина: Одна из жемчужин программы закрытия фестиваля — Второй фортепьянный концерт С. В. Рахманинова. Вы играли его очень много раз. Меняется ли ваш взгляд на это произведение исходя из опыта, из каких-то осознаний?
Н. Луганский: Мне трудно говорить о своих интерпретациях. Выход на сцену не так прост, как может показаться. Если вы постоянно смотрите на себя со стороны, анализируете, делаете про себя какие-то выводы, порой вы можете очень усложнить процесс выхода на сцену. Я думаю, многие музыканты просто откажутся разглагольствовать о собственной эволюции, потому что всякий раз — по-разному. Иногда вы летите, вы счастливы, а иногда вам это даётся с немыслимым трудом. Поэтому выводы относительно самого себя могут быть бессмысленными.
Как меняется моя интерпретация Второго концерта, правильнее было бы спросить любителей музыки, которые слышали меня десять, двадцать и даже тридцать лет назад. Наверно, был период, когда я играл чуть медленнее. Сейчас я играю чуть быстрее. Звучит просто, но речь идёт не только о темпах. Как известно, в музыке есть и мужское, и женское начало. Это две грани нашего бытия на земле. И вы подчёркиваете либо лирические моменты, либо мужественность. Вот для меня Рахманинов при всей его страстности один из самых мужественных композиторов, как и Бетховен, хотя они совершенно разные. Это сильные натуры, которые не позволяют себе впадать в уныние в музыке. Шопен тоже в каком-то смысле сильнейший композитор. Но у него очень развито женское начало. То же можно сказать о Скрябине и в какой-то мере о Шумане. Но это всё очень условно.
М. Сёмина: Николай Львович, ещё несколько вопросов из разряда блиц. Можете ли вы назвать музыкальное произведение, которое максимально совпадает с вашим мироощущением?
Н. Луганский: Я очень люблю играть Третий Рахманинова. Но не потому, что он мне ближе, а потому, что это, скорее всего, самый великий фортепьянный концерт.
М. Сёмина: Главное качество, по которому вы оцениваете человека.
Н. Луганский: В последние годы я стараюсь не оценивать человека. Почти святые мне в жизни попадались, но их настолько мало, это настолько редчайшие люди! Но ни я, ни другие мои близкие, друзья святыми не являются. И оценивать я не вправе. Есть просто симпатии и антипатии.
М. Сёмина: Есть ли книга, которую вы перечитывали очень много раз?
Н. Луганский: Конечно, «Евгений Онегин». Довлатова читал несколько раз. Да почти любой рассказ Чехова я читал не по одному разу: и ранние, и поздние, и весёлые, и очень невесёлые. И один роман Достоевского, который я безумно люблю, — «Бесы».
М. Сёмина: Хотели бы вы что-то поменять в своей жизни?
Н. Луганский: Пожалуй, нет. Просто быть более здоровым, бодрым и жизнерадостным. Но это вполне по силам благодаря каждодневной работе.
М. Сёмина: Что позволяет вам находиться в равновесии и чувствовать себя счастливым в сегодняшнем неустойчивом мире? Что является для вас опорой, поддержкой?
Н. Луганский: Самый банальный ответ: конечно же, музыка — да позволят мне сказать, самое великое из великих искусств. Музыка сильнее трагических сторон разных эпох, в том числе и нашей. Я не думаю, что наша эпоха более тёмная и трагическая, чем многие другие. Даже в самую тихую, мирную и счастливую эпоху людям кажется, что пришли последние времена. Значительно важнее то, в каком мы настроении и в каком мы возрасте, чем мысли о том, насколько трудна эпоха.
Иногда я читаю какие-то биографии. Сейчас я очень много читаю огромную книгу «Моя жизнь» Рихарда Вагнера, который, мягко говоря, к святым не относится. Он, можно сказать, антисвятой, но и злодеем я бы его ни за что не назвал. Так вот, у него есть поразительная черта — неистребимый оптимизм и вера в себя несмотря на тяжелейшие удары судьбы. И вот этой бодрости и веры в себя хотелось бы пожелать каждому из нас.
М. Сёмина: Несмотря ни на что — вперёд.
Н. Луганский: Вперёд и не унывать.

Последние события

Василий Петренко поделится опытом с коллегами из Армении

Василий Петренко поделится опытом с коллегами из Армении. Маэстро станет наставником в Академии молодых дирижёров, которая откроется в Ереване 2 июля и продлится пять дней.

В Петергофском дворце зазвучат панно

Студенты Петербургской консерватории дадут концерт в Белом зале Большого Петергофского дворца. Музыканты исполнят сочинения по нотам, изображённым на двух панно Дубового кабинета Петра Великого.

Фотовыставка, посвящённая Василию Лановому

Выставка, посвящённая творчеству народного артиста СССР Василия Ланового, развернулась на Арбате в Москве. Представлены кадры и спектаклей и фильмов, в которых играл актёр.