Виктор Немчинов: «Дом Цфасмана как яркая джазовая точка на карте Москвы»
Дата публикации: 14 декабря 2023
Композитор, пианист аранжировщик и дирижёр Александр Цфасман родился 14 декабря 1906 года в Запорожье. В 17 лет он переехал в Москву и с 1947 года жил на улице Горького в доме «Мастеров эстрады», где его соседями и друзьями были известные артисты и музыканты. В 1990 году улице Горького вернули историческое название — 1-я Тверская-Ямская. Жители дома и деятели культуры сейчас ведут работу над тем, чтобы установить мемориальную доску на доме, где четверть века жил и работал Цфасман. Об этой инициативе рассказывает кандидат экономических наук, востоковед-политолог, ведущий научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Виктор Михайлович Немчинов.
— Виктор Михайлович, что связывает Вас с этим домом и Александром Цфасманом, почему вы решили возглавить инициативную группу по увековечиванию его памяти?
Виктор Немчинов: С 1977 я живу в доме ЖСК «Мастера эстрады» на 1-й Ямской-Тверской улице и избираюсь жителями заместителем председателя правления. Сам дом был основан в 1938 году. Этот кооператив был одним из первых в столице, там жили многие известные артисты, среди них Леонид Громов и Владимир Хенкин, балерина Анна Редель и танцовщик Михаил Хрусталёв (для их эксцентричного танца Цфасман написал пьесу «Лиса и бобёр»). В 1947 году во втором подъезде дома поселился Александр Наумович Цфасман со своей женой Ксенией и сыном от первого брака Робертом. Потом Роберт вырос и женился. Его жена Тамара Прокофьевна уже в преклонных летах и живёт в другом месте. Удивительным образом, квартира № 52, в которой Цфасман жил и сочинял прекрасную музыку с 1947 года и до самой смерти в 1971 году (правда, последние годы всё больше времени проводил на даче), сохранилась в том же состоянии, в каком была при его жизни.
(Дом на 1-й Тверской-Ямской улице, в котором проживал А. Цфасман)
— Что рассказывали родственники об Александре Наумовиче?
В. Н.: У него было особое мироощущение и тончайшее восприятие музыки. Он родился в 1906 году в маленьком городке. Ну, что делают родители из черты оседлости с талантливым ребёнком? Скрипочку дают и все дети в основном учатся играть на этом инструменте. С Александром Цфасманом так не получилось, он сразу сказал твёрдое «нет», потому что его пальцы упорно тянулись к клавишам пианино. Он от рождения обладал уникальной способностью острого тактильного ощущения клавиш слоновой кости — что на баяне, что на аккордеоне, ну и, конечно, на фортепиано. Эта редкая особенность ребёнка, который потом поступил в Московскую консерваторию и окончил её с Золотой медалью, позволяла ему быть феноменальным пианистом-виртуозом. Об этом вспоминала Майя Плисецкая (какое-то время Цфасман жил в их квартире на Сретенке, дом 23). У него скорость сочеталась с духовностью, потому что эти ощущения пальцев дарили потрясающую гармонию. Он создал огромное количество произведений для фортепиано, которые многие музыканты и сейчас играют восторгом, потому что они позволяют показать сверхмастерство. Отличие Цфасмана от многих других джазменов состояло в том, что он был настоящим классическим композитором, и его виртуозные произведения не стареют и остаются в фондах музыки именно как живая классика. Это не какой-то временный песенный шлягер — он облекал свои сочинения в форму лёгкой, я бы сказал, моцартовской нотки. Его музыка пользовалась бешеной популярностью не только среди элиты, но и в народе. К сожалению, волны отношений к джазу и к Америке менялись. Мы все знаем, что джазменов зажимали, арестовывали, потом снова давали создавать оркестры… Таких волн было несколько. Об этом проникновенно рассказал Дмитрий Миллер на блестящем концерте в Доме музыки «Симфоджаз: сделано в России», где в рамках фестиваля «Энергия открытий» были исполнены джазовые произведения в том числе и Александра Цфасмана. В 1926 году Цфасман создал в Москве профессиональный джазовый оркестр АМА-джаз и его легендарные композиции («Утомленные солнцем», «Неудачное свидание», «В дальний путь») воспринимаются как подлинный музыкальный символ довоенных лет. В 1932 году появился оркестр «Московские ребята». В самое сложное для страны время 1939–1946 годов именно Цфасман возглавлял джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета (Госджаз), и всю войну с этим оркестром ездил по фронтам, давал концерты.
— В нотном архиве «Орфея» сохранились его записи, сделанные от руки в трясущемся грузовике…
В. Н.: Да, он не мог не сочинять, даже в тяжелейших условиях. Много делал просто на ходу. Он был музыкантом мирового уровня благодаря этой своей тактильной феноменальной способности ощущать рояль, и острому таланту сочинять захватывающую музыку. Он мог аранжировать любое произведение. Нот не было, но он со слуха записывал композиции, например, один раз услышав по радио Гленна Миллера, он аранжировал «Фантазию на темы из к\ф „Серенада солнечной долины“». Цфасман первый в СССР исполнил «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина со своим оркестром, когда в концертном сезоне 1944-45 годов возобновились симфонические абонементы Московской филармонии. Творчество и исполнительское мастерство Цфасмана это срез эпохи — живой, актуальной. Есть несколько видеозаписей, где он сам играет, и по ним можно понять, какие у него были феноменальные руки. Почему так замечательно цвели редкие сорта роз на его даче? Потому что у Цфасмана были так называемые «зелёные» пальцы, то есть всё, к чему он прикасался, расцветало. А когда его не стало, то цветы, перестав чувствовать эту заботу, тоже перестали цвести.
— В чём, по Вашему мнению, секрет уникального творческого долголетия Цфасмана?
В. Н.: Да, это большой вопрос. Как прошёл он сквозь все жизненные перипетии и трудности? Композитор и пианист, который жил джазом и эстрадой, как он смог пройти сложные времена, он не был ни арестован, ни репрессирован, как многие его коллеги. При том, что джаз то разрешали, то запрещали, то держали под спудом. Он когда-то сам поделился этим секретом. Александр Наумович говорил так: рядом со мной через дорогу есть Тишинский рынок, и если я приду туда что-нибудь покупать в смокинге или во фраке с бабочкой, с белой манишкой, и попрошу у людей закурить, скорее всего, меня очень быстро забросают комьями грязи. Но если я приду туда же, в таком же фраке, но одна брючина у меня будет короче другой, а рубашка будет не очень хорошо заправлена, и я попрошу «Ребята, дайте закурить!», то они с удовольствием признают меня за своего. Это, конечно, метафора, но этот метод позволял ему через эстраду создавать яркие классические произведения, «обернутые» в легкую музыкальную форму — такие, которые не подвергались сокрушительной критике, как сочинения Вано Мурадели или Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, которые в «Правде» клеймили за непонятность и «сумбур вместо музыки». Цфасман сумел этой тонкой манерой понимания социума, в котором он жил, всё время быть оставаться близким народу, полезным своей родине и прежде всего своей любимой Москве.
— Есть ли где-то в России места, которые были бы отмечены именем Цфасмана?
В. Н.: На Площади звёзд эстрады в Москве в 1998 году установили памятный знак Цфасману, в Нижнем Новгороде есть музыкальная школа, носящая его имя и экспозиция посвящённая его творчеству. С 12 лет Цфасман и его семья жили в Нижнем Новгороде, куда перебрались из Запорожья во время Гражданской войны. С 1923 года, то есть с 17 лет Цфасман жил в Москве, учился у знаменитого профессора Ф. Блуменфельда, был настоящим москвичом. Уже в 20 лет основал джаз-ансамбль «АМА-джаз», этот коллектив впервые в советской истории записал пластинку своих танцевальных композиций и эту джазовую музыку можно было часто слышать по радио. То есть Цфасман с юности находился в самой гуще культурных событий Москвы. Он был ярым болельщиком «Динамо», не пропускал ни один матч, часто приглашал футболистов к себе домой на улицу Горького и динамовцы многие годы каждый свой матч на стадионе начинали с музыкальной композиции Цфасмана «Счастливый дождик».
— Как Вы пришли к идее о мемориальной доске и кто вас поддерживает?
В. Н.: Мечта установить мемориальную табличку на доме, где жил этот выдающийся человек, родилась давно. Мы провели собрание собственников в 2017 году, на котором вынесли соответствующее решение. И сейчас уже не как отдельные физические лица, но как юридическое лицо Правление ЖСК уполномочено заняться установкой доски. Для этого мы готовим соответствующие документы в Комитет по архитектуре и Комитет по культурному наследию Москвы. Есть решение Московской организации дизайнеров, которые горячо поддержали эту идею и найденное нами проектное решение. У нас есть ходатайство известных деятелей культуры, в том числе Даниила Крамера, Игоря Брилля, Анатолия Кролла, Александра Клевицкого, которые также выступили в поддержку идеи увековечить имя Александра Наумовича.
— В чём сейчас возникла заминка?
В. Н.: Мы остановились на том, что нам нужно собрать деньги на изготовление самой таблички. Мы планируем делать это через краудфандинговую платформу, и с учётом всех накладных расходов вся сумма составляет порядка 800 тысяч рублей.
— Как будет выглядеть сама табличка, есть какие-то наброски уже?
В. Н.: Мы не хотели делать гранитную доску, нам хотелось сделать её из нержавейки, в таком современном джазовом духе. Уверен, она будет привлекать внимание и радовать жителей нашего города, напоминать о замечательном композиторе и джазовом музыканте, который жил в этом месте. Вместе с Союзом дизайнеров Москвы мы планируем провести тендер на её изготовление. А после установки наш же кооператив будет отвечать за её сохранность и обслуживать доску в течение всего времени существования этого дома. Самое удивительное, что квартира, где работал Цфасман, даже его рояль полностью сохранились, и это чудо. Там находится почти вся обстановка: старинное зеркало, ламповая радиола, которую Цфасману в 1945 году подарил американский посол, и ещё множество уникальных вещей. Его невестка, владелица квартиры, также позитивно относится к нашей идее увековечить память об этом замечательном москвиче.
(Вариант размещения мемориальной доски на доме, где жил А. Цфасман)
— Если в квартире сейчас никто не проживает и всё осталось нетронутым, там ведь можно было бы сделать Мемориальную квартиру-музей джаза?
В. Н.: Было бы действительно здорово в перспективе присоединить к ряду мемориальных квартир ещё одну единственную в Москве точку, где жил выдающийся джазовый композитор. Но давайте сначала установим мемориальную доску в соответствии со всеми городскими правилами этой непростой процедуры, а потом, возможно, будем поднимать вопрос о переводе квартиры в мемориальный объект. Этот вариант мы рассматриваем в перспективе.
— Говорил ли Александр Цфасман когда-нибудь о своём доме?
В. Н.: Уже перед тем, как он ушёл, его как-то спросили: чего бы Вам сейчас хотелось? И он сказал: мне бы очень хотелось спуститься вниз с седьмого этажа и погладить перила лестницы моего дома рукой. Эти перила, которые он ощущал, когда спускался, до сих пор там. И эти тактильные ощущения были для него крайне важны, потому что легкость и радость в основе его мировосприятия — шли через пальцы пианиста, через его руки, через сердце, через сочинительство и через светлое, радостное творчество.
Беседовала Дженнет Арльт
Последние события
Ученики Академии русского балета имени Вагановой выступят в Кремле
Балет «Щелкунчик» в исполнении учеников Академии русского балета имени Вагановой под руководством Николая Цискаридзе покажут в Государственном Кремлёвском дворце 18 и 19 декабря.
В путешествие с поэтом
Выставку «Поехали! С Пушкиным по Новгородской губернии» открыли в Великом Новгороде. Исследователи подсчитали, что поэт проезжал через город не менее 23 раз.
Денис Мацуев выступит с обновлённым Оренбургским симфоническим оркестром
Фестиваль академического искусства «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева» пройдёт в Оренбурге 12, 13 и 23 декабря. Солистам будет аккомпанировать обновленный Оренбургский симфонический оркестр.