Валерий Ворона: «Я не чувствую себя руководителем»
Дата публикации: 22 ноября 2021
Масштабное празднование столетия Музыкально-педагогического института имени Ипполитова-Иванова завершится большим гала-концертом, который пройдет 22 ноября в зале «Зарядье». В преддверии финального вечера ректор Ипполитовки Валерий Ворона рассказал Наталии Сергеевой о планах, идеях и их воплощении.
Н. Сергеева: Подходит к финалу огромный марафон, посвящённый празднованию столетия Ипполитовки. Расскажите, пожалуйста, о концерте в «Зарядье», который пройдёт в понедельник: кто участвует, какова программа, что особенного?
В. Ворона: Концерт действительно особенный по многим показателям. Прежде всего, это концерт благотворительный. В нём участвует много знаковых имён, которые даже за деньги трудно найти. Это стало возможным потому, что к институту очень хорошо относится общественность. Его функция и его роль в нашей истории очень значима. Он повлиял и на развитие многих жанров, и на наши образовательные и исполнительские процессы. И сама фигура Ипполитова-Иванова в связи с юбилеем вызывает повышенный интерес общественности, поскольку она пока ещё для нас загадочна. В самые тяжёлые годы становления нашей истории он созидал. Он шестнадцать лет был на посту ректора Московской консерватории. Можно сказать, что если Рубинштейны заложили фундамент нашего здания, то Ипполитов-Иванов его достроил, став одним из основоположников современной системы музыкального образования, в которой мы и живём. Институт вошёл в единую кровеносную систему вместе с Московской консерваторией и Гнесинкой. У нас и профессура общая, и уровень соответствующий.
Наш концерт — взгляд в будущий век. В его сценарии отражено, каким мы видим наш институт в следующем веке, какова его миссия в мировом образовательно-музыкальном процессе. Мы пытаемся сделать концерт интересным для любителей музыки любых жанров, нескучным и показательным. Там будут и шедевры классики, и наши звёзды эстрады, и технические средства, которыми располагает замечательный зал «Зарядье».
Будут и наши традиционные акции, которые мы инициировали. В частности, первая в мире Международная премия в области музыкальной педагогики. Эту сферу нам надо всем миром поддерживать, заносить в Красную книгу. Это важнейшая для социума профессия, её значимость оценили во многих странах и вкладывают в неё огромные деньги. Мы видим, что нас начинают опережать. Мы не имеем права потерять капитал, наработанный нашими великими предшественниками, и пытаемся сохранить нашу школу, думаем о новых стратегиях. Сейчас мы с Максимом Венгеровым разрабатываем новейшую музыкально-образовательную платформу.
Н. Сергеева: На какой стадии находится этот проект и когда планируется запуск?
В. Ворона: Платформа уже запущена, но она постоянно совершенствуется, и этот процесс, я думаю, бесконечен. Он носит взрывной характер. Практически каждый месяц открываются новые возможности. На этом этапе она уже опередила всех по звуку, по синхрону и дистанции взаимодействия. Максим Венгеров продемонстрировал концерт совместно с пианистом в разных странах (мы покажем это у себя). Они стояли на сцене как будто рядом, в одном зале. Это позволит коммуницировать с региональными учебными заведениями: мы сможем связаться с любой школой в любой части планеты. Сейчас дистанция достигает двух тысяч километров, но, я думаю, она будет возрастать. Тем, кто боится, что онлайн заменит офлайн, могу сказать: мы этого не допустим. Он не заменит офлайн. Он будет масштабироваться, становиться общедоступным.
Н. Сергеева: Буквально на днях по Первому каналу показывали ваш прекрасный перформанс у метро. Что это был за проект?
В. Ворона: Наш Молодёжный камерный оркестр в связи с юбилеем пригласила программа «Доброе утро», и мы сыграли фрагмент посвящённой нам и Гидону Кремеру фантазии «Цирк» на темы Дунаевского, которую написал Сергей Дрезнин. У нас часто просят этот номер в концертах, он стал популярным, его уже многие исполняют. Правда, нам пришлось играть в условиях антиконцертной погоды: была минусовая температура, но нам удалось показать кусочек.
Н. Сергеева: Как мне кажется, вы ректор несколько иного типа. Вы очень близко общаетесь со студентами, всё время придумываете интересные, креативные проекты. Что для вас важнее всего на руководящей должности?
В. Ворона: Для любого педагога, каким бы он ни был великим и каким бы ни был его круг общения в разных сферах и структурах общества, самое близкое окружение — это всегда студенты. Знаете, Шостакович сказал: «В музыке нет генералов. Мы все её солдаты». Здесь мы все едины. Мы вместе творим, вместе созидаем, вместе придумываем. Мы чувствуем себя, как единая семья, и в этом наше общее счастье. У нас в этом плане хорошая атмосфера. И доверие, и энтузиазм, и понимание друг друга — всё это присутствует. Я не чувствую себя ректором и руководителем. Я чувствую себя частью общего творческого процесса и коллективного разума.
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.