Теймур Кулиев: «В нашем хоре я получил очень важный опыт»

Дата публикации: 11 ноября 2021

Этой осенью музыкант оркестра народных инструментов Академического хора русской песни радио «Орфей» Теймур Кулиев победил на III Всероссийском музыкальном конкурсе. Он получил Первую премию в номинации «Домра». О прошедшем испытании и победе музыкант рассказал в интервью нашей радиостанции.
Н. Курочко: Насколько трудной была борьба?
Т. Кулиев: Конкурсная борьба, конечно же, была очень серьёзной, поскольку состязались уже сложившиеся музыканты — студенты и выпускники вузов. Да и учащиеся средних учебных заведений показали очень высокий уровень подготовки.
Н. Курочко: А отличался ли, на ваш взгляд, нынешний конкурс от тех, в которых вы принимали участие прежде?
Т. Кулиев: Лично мне показалось, что III Всероссийский музыкальный конкурс выделялся более широким охватом стилей и эпох. Например, по конкурсным требованиям в первом туре в качестве обязательного произведения мы исполняли концертино Александра Цыганкова «Этно-фьюжн». Сочинение основано на народных темах, но при этом содержит элементы джаза и эстрады. Академический репертуар конкурсантов охватывал все основные направления от барокко до современной музыки.
И конечно, очень интересный опыт мы получили в финальном, третьем туре конкурса. Специально для него мы разучивали Концерт для домры и симфонического оркестра, который создал заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист Российской Федерации Александр Владимирович Чайковский. Это новое сочинение, оно написано в 2019 году. Концерт очень мощный. Для домры такого никогда ещё не писали. Тут есть и нестандартные приёмы игры. Скажем, в некоторых эпизодах третьей части автор предписывает играть смычком, что не свойственно домровому исполнительству. Тремолирующая игра смычком даёт особый звуковой эффект — символ искажённой красоты.
Н. Курочко: Значит, для исполнения этого концерта вам пришлось изучать новую технику игры?
Т. Кулиев: Да. Нужно было овладеть смычком — тем самым смычком, которым извлекают звук музыканты струнной группы симфонического оркестра. А мы, домристы, играем преимущественно медиатором. Вообще, Концерт Александра Чайковского произвёл на меня сильнейшее впечатление, особенно последние две части — третья и четвёртая. Они преимущественно кантиленны, с растворением в финале, тогда как первые две части более драматичны: дуэль рационального и чувственного в первой части и бунтарская скерцозность во второй.
Н. Курочко: А современные композиторы часто пишут для домры?
Т. Кулиев: Да, сейчас создаётся много музыки для народных инструментов, благодаря чему открываются новые краски.
Н. Курочко: Какой опыт, полученный в Академическом хоре русской песни, пригодился вам на состязании?
Т. Кулиев: Я пришёл в этот коллектив в 2018 году. В нашем хоре я получил очень важный опыт, связанный со звукоизвлечением. Речь идёт о мощном, громком звучании инструмента не в ущерб качеству. Струны должны не кричать или звенеть, а выдавать плотный, яркий, наполненный домровый звук. Этот навык, конечно, требует много сил, но он очень полезен. Ведь звукорежиссёру на сцене не всегда удаётся правильно настроить микрофон под домру, или солист иногда чуть-чуть не так садится по отношению к микрофону, так что звук не будет захвачен. И в таких случаях приходится работать на зал, не рассчитывая на микрофон.
Я хочу выразить огромную благодарность всему коллективу и нашему художественному руководителю и главному дирижёру Николаю Николаевичу Азарову за то, что он верит в меня. Когда мне нужно было уезжать на конкурсы, иногда приходилось отпрашиваться, чтобы совместить их с репетициями. Естественно, с пустыми руками возвращаться не хотелось. И добрая и тёплая атмосфера в коллективе помогает мне достигать результатов. Кроме того, работая с Николаем Николаевичем, я впитываю и перенимаю у него многие музыкальные вещи.

Последние события