Ирина Чернова: «Меня вдохновляют результаты ребят, в которых я вложила частичку своей души».
Дата публикации: 19 августа 2021
В Санкт-Петербурге с 14 по 21 августа в тринадцатый раз проходит одно из самых масштабных и престижных состязаний в России для вокалистов — Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. Этот проект, дающий прекрасную возможность многим молодым артистам заявить о себе, был организован Культурным центром Елены Образцовой в 1999 году. В этом году Центр отметил юбилей — 25 лет. Нам удалось пообщаться с его исполнительным директором Ириной Черновой. Почти всех участников конкурса она знает в лицо и по именам (а их больше 160 человек!), потому что вся подготовка певца к выходу на сцену, начиная с приема заявок, заканчивая подбором концертмейстера и прочими организационными моментами, проходят под её пристальным руководством. Ирина Алексеевна поделилась с корреспондентом радио Орфей Мариной Семиной историей начала конкурса, рассказала о том, что лично её вдохновляет в работе, а также ответила на вопрос — какими качествами должен обладать певец, претендующий на победу.
М. Семина: Как началась ваша карьера в Культурном центре Елены Образцовой?
И. Чернова: К Елене Васильевне Образцовой я пришла в 2005 году. Но пришла не просто работать у великой русской певицы, а с определённой идеей и программой проведения международного конкурса юных вокалистов её имени.
Почему именно Елена Васильевна? Я не была с ней знакома. Мы познакомились случайно, здесь, в капелле. Я тогда помогала открывать Пасхальный фестиваль, который основала Ирина Константиновна Архипова. А к Елене Васильевне я подошла в ноябре 2005 года, после её концерта. Мне так понравилось её живое общение с публикой, её открытость, искренность, её величие и в то же время желание услышать простого человека! Я в данном случае себя таковым и считала. Да, я музыкант, но имени и званий у меня не было тогда и, может быть, нет даже сейчас.
Желание и живая реакция Елены Васильевны на хорошую новость и идею принесли свои плоды. В 2006 году мы открыли I Международный конкурс юных вокалистов, и с тех пор я работала у Елены Васильевны. А в 2013 году так сложилось, что мне пришлось стать исполнительным директором Культурного центра. И, собственно говоря, вот уже восемь лет мы сохраняем Культурный центр и стараемся, привнося что-то новое, соответствовать уровню Елены Васильевны. И мне кажется, что пока у нас это получается.
М. Семина: Можно ли сказать, что Культурный центр Елены Васильевны своего рода трамплин для начинающих вокалистов?
И. Чернова: Конкурс молодых оперных певцов получил широкую положительную огласку не только в России, но и во всём мире. Имена его участников сейчас звучат повсеместно. Но надо понимать, что молодыми оперными певцами они становятся не сразу, а пройдя длительный процесс обучения, и многие начинающие певцы принимают участие в Конкурсе юных вокалистов. Поэтому очень важны обе наши платформы — детская и потом уже взрослая.
Другим серьезным нашим проектом является Международная творческая школа вокального и инструментального искусства Культурного центра Елены Образцовой, который тоже основала сама Елена Васильевна. Мы знаем «Тавриду» — гениальный проект, придуманный Росмолодёжью и Правительством России. Это прекрасная идея: ребята, будь то блогеры, менеджеры, вокалисты, инструменталисты, театралы или балетные, имея свою родную молодёжную профессиональную тусовку, могут учиться, встречаться с великими людьми. А мы делаем это у себя — в Культурном центре. Ещё мы основали Всероссийский конкурс вокального и инструментального искусства на приз Культурного центра Елены Образцовой — это совсем молодой конкурс, которому всего 3 года. У этого конкурса есть своя специфика, в нем могут принимать участие юные вокалисты, детские и юношеские вокальные и инструментальные ансамбли.
Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой, проходящий в эти дни, в настоящее время мы проводим вместе с Фондом Елены Образцовой. У Фонда своя обширная деятельность, много собственных проектов по поддержке творческой молодежи, но в этом проекте мы объединяем наши усилия. Очень важно сохранить конкурсы, которые были основаны самой Еленой Васильевной и ее Культурным центром, и в которые она вкладывала свою душу.
М. Семина: Как вы считаете, какими качествами должен обладать артист для того, чтобы добиться успеха и построить блестящую карьеру?
И. Чернова: Меня больше всего поражает психология молодых людей: «Авось я проскочу, может быть, я там займу что-то, а может, не займу, тогда в другое место поеду». Исполнитель должен быть амбициозным, целеустремлённым, выходить к публике с горящими глазами. Если он не амбициозен, его карьера вряд ли сложится.
Не всегда деньги и слава дают возможность построить свою оперную карьеру. Должна присутствовать мотивация и понимание того, чем человек будет заниматься через год или хотя бы через месяц. Ведь каждый имеет свою вершину, свой Эверест. У вас свой Эверест, а у меня свой. У меня есть жизненная вершина, которую я должна достигнуть. Я не сравниваю себя с другими и не пытаюсь занять чьё-то место, потому что у меня, слава богу, есть своё место, куда мне следует тянуться. Но если человек не имеет пирамиды, под которую он себя подстраивает, его жизнь не сложится и положительного результата не будет. Это может проявляться даже при выходе на сцену. Если у исполнителя сложился определённый стиль в одежде, в образе, не важно, пианист он, вокалист, инструменталист или театральный актёр, он сразу очарует зал, потому что слушатель сначала посмотрит на него глазами и потом только послушает ушами. Если человек об этом не думает, он никогда, к сожалению, не достигнет Эвереста. Он даже не знает, есть ли он у него. А он есть у всех. Каждого человека, появившегося на земле, бог наградил каким-то талантом. Только не все мы знаем, где он — наш талант. Но его надо искать, его надо выстраивать, быть строителем своей жизни.
М. Семина: Что вас вдохновляет в вашей работе, даёт стимул двигаться дальше и создавать новые проекты?
И. Чернова: Самое интересное, что меня не вдохновляют мои личные результаты. Меня всегда вдохновляют результаты ребят, в которых я вложила частичку своей души. Мы не можем вложить свою душу полностью, потому что мы должны отдать её своим близким. Это для нас самое главное. У каждого человека есть своя крепость, которую мы должны охранять, защищать, беречь и в ней купаться в любви. Это, конечно, семья и дети. Но музыканты — это те же самые дети. И если ты им передал частичку души и вдруг видишь их положительные результаты, это так радостно, это даёт мотивацию к дальнейшей работе! Я очень рада, что в этом году наши ребята поступили в консерваторию после Конкурса юных вокалистов.
Закончится это состязание. Конкурс уйдёт в историю, в архив. Но жизнь-то не остановится. Нужно двигаться дальше. И те ребята, которые сегодня не пройдут во второй тур, не должны думать, что они остались за бортом. Посыпать себя пеплом мы успеем. Надо разумно относиться к своим проигрышам. Если у меня что-то не получилось, для меня это всегда повод остановиться, подумать и двигаться дальше. Сорвалось что-то, проект не сложился — всё, остановилась, подумала, проанализировала, пошла дальше. А о том, что уже случилось, я забыла. У нас в музыке есть хорошее итальянское слово — фермата. Это не обрыв. Это повод послушать этот звук, этот аккорд — повод послушать себя.
Последние события
Концерт-посвящение Эдуарду Артемьеву
Хор Минина примет участие в вечере киномузыки Эдуарда Артемьева. Концерт состоится 26 ноября в Доме музыки в Москве в преддверии 87-летия со дня рождения композитора.
Москва переходит на паспортный режим
В Москве с 15 марта 2025 года будет запущен пилотный проект по продаже билетов на спектакли и концерты только по паспорту. Эксперимент затронет 63 театра и 36 концертных площадок.
Скульптура и джаз
Героями нового клубного вечера Медиа&Арт станут скульптор Георгий Франгулян и джазовый пианист, композитор Игорь Бриль. Встреча с ними состоится 28 ноября.