Ирина Чернова: «Меня вдохновляют результаты ребят, в которых я вложила частичку своей души».

Дата публикации: 19 августа 2021

В Санкт-Петербурге с 14 по 21 августа в тринадцатый раз проходит одно из самых масштабных и престижных состязаний в России для вокалистов — Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. Этот проект, дающий прекрасную возможность многим молодым артистам заявить о себе, был организован Культурным центром Елены Образцовой в 1999 году. В этом году Центр отметил юбилей — 25 лет. Нам удалось пообщаться с его исполнительным директором Ириной Черновой. Почти всех участников конкурса она знает в лицо и по именам (а их больше 160 человек!), потому что вся подготовка певца к выходу на сцену, начиная с приема заявок, заканчивая подбором концертмейстера и прочими организационными моментами, проходят под её пристальным руководством. Ирина Алексеевна поделилась с корреспондентом радио Орфей Мариной Семиной историей начала конкурса, рассказала о том, что лично её вдохновляет в работе, а также ответила на вопрос — какими качествами должен обладать певец, претендующий на победу.
М. Семина: Как началась ваша карьера в Культурном центре Елены Образцовой?
И. Чернова: К Елене Васильевне Образцовой я пришла в 2005 году. Но пришла не просто работать у великой русской певицы, а с определённой идеей и программой проведения международного конкурса юных вокалистов её имени.
Почему именно Елена Васильевна? Я не была с ней знакома. Мы познакомились случайно, здесь, в капелле. Я тогда помогала открывать Пасхальный фестиваль, который основала Ирина Константиновна Архипова. А к Елене Васильевне я подошла в ноябре 2005 года, после её концерта. Мне так понравилось её живое общение с публикой, её открытость, искренность, её величие и в то же время желание услышать простого человека! Я в данном случае себя таковым и считала. Да, я музыкант, но имени и званий у меня не было тогда и, может быть, нет даже сейчас.
Желание и живая реакция Елены Васильевны на хорошую новость и идею принесли свои плоды. В 2006 году мы открыли I Международный конкурс юных вокалистов, и с тех пор я работала у Елены Васильевны. А в 2013 году так сложилось, что мне пришлось стать исполнительным директором Культурного центра. И, собственно говоря, вот уже восемь лет мы сохраняем Культурный центр и стараемся, привнося что-то новое, соответствовать уровню Елены Васильевны. И мне кажется, что пока у нас это получается.
М. Семина: Можно ли сказать, что Культурный центр Елены Васильевны своего рода трамплин для начинающих вокалистов?
И. Чернова: Конкурс молодых оперных певцов получил широкую положительную огласку не только в России, но и во всём мире. Имена его участников сейчас звучат повсеместно. Но надо понимать, что молодыми оперными певцами они становятся не сразу, а пройдя длительный процесс обучения, и многие начинающие певцы принимают участие в Конкурсе юных вокалистов. Поэтому очень важны обе наши платформы — детская и потом уже взрослая.
Другим серьезным нашим проектом является Международная творческая школа вокального и инструментального искусства Культурного центра Елены Образцовой, который тоже основала сама Елена Васильевна. Мы знаем «Тавриду» — гениальный проект, придуманный Росмолодёжью и Правительством России. Это прекрасная идея: ребята, будь то блогеры, менеджеры, вокалисты, инструменталисты, театралы или балетные, имея свою родную молодёжную профессиональную тусовку, могут учиться, встречаться с великими людьми. А мы делаем это у себя — в Культурном центре. Ещё мы основали Всероссийский конкурс вокального и инструментального искусства на приз Культурного центра Елены Образцовой — это совсем молодой конкурс, которому всего 3 года. У этого конкурса есть своя специфика, в нем могут принимать участие юные вокалисты, детские и юношеские вокальные и инструментальные ансамбли.
Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой, проходящий в эти дни, в настоящее время мы проводим вместе с Фондом Елены Образцовой. У Фонда своя обширная деятельность, много собственных проектов по поддержке творческой молодежи, но в этом проекте мы объединяем наши усилия. Очень важно сохранить конкурсы, которые были основаны самой Еленой Васильевной и ее Культурным центром, и в которые она вкладывала свою душу.
Ирина Чернова: «Меня вдохновляют результаты ребят, в которых я вложила частичку своей души».
М. Семина: Как вы считаете, какими качествами должен обладать артист для того, чтобы добиться успеха и построить блестящую карьеру?
И. Чернова: Меня больше всего поражает психология молодых людей: «Авось я проскочу, может быть, я там займу что-то, а может, не займу, тогда в другое место поеду». Исполнитель должен быть амбициозным, целеустремлённым, выходить к публике с горящими глазами. Если он не амбициозен, его карьера вряд ли сложится.
Не всегда деньги и слава дают возможность построить свою оперную карьеру. Должна присутствовать мотивация и понимание того, чем человек будет заниматься через год или хотя бы через месяц. Ведь каждый имеет свою вершину, свой Эверест. У вас свой Эверест, а у меня свой. У меня есть жизненная вершина, которую я должна достигнуть. Я не сравниваю себя с другими и не пытаюсь занять чьё-то место, потому что у меня, слава богу, есть своё место, куда мне следует тянуться. Но если человек не имеет пирамиды, под которую он себя подстраивает, его жизнь не сложится и положительного результата не будет. Это может проявляться даже при выходе на сцену. Если у исполнителя сложился определённый стиль в одежде, в образе, не важно, пианист он, вокалист, инструменталист или театральный актёр, он сразу очарует зал, потому что слушатель сначала посмотрит на него глазами и потом только послушает ушами. Если человек об этом не думает, он никогда, к сожалению, не достигнет Эвереста. Он даже не знает, есть ли он у него. А он есть у всех. Каждого человека, появившегося на земле, бог наградил каким-то талантом. Только не все мы знаем, где он — наш талант. Но его надо искать, его надо выстраивать, быть строителем своей жизни.
М. Семина: Что вас вдохновляет в вашей работе, даёт стимул двигаться дальше и создавать новые проекты?
И. Чернова: Самое интересное, что меня не вдохновляют мои личные результаты. Меня всегда вдохновляют результаты ребят, в которых я вложила частичку своей души. Мы не можем вложить свою душу полностью, потому что мы должны отдать её своим близким. Это для нас самое главное. У каждого человека есть своя крепость, которую мы должны охранять, защищать, беречь и в ней купаться в любви. Это, конечно, семья и дети. Но музыканты — это те же самые дети. И если ты им передал частичку души и вдруг видишь их положительные результаты, это так радостно, это даёт мотивацию к дальнейшей работе! Я очень рада, что в этом году наши ребята поступили в консерваторию после Конкурса юных вокалистов.
Закончится это состязание. Конкурс уйдёт в историю, в архив. Но жизнь-то не остановится. Нужно двигаться дальше. И те ребята, которые сегодня не пройдут во второй тур, не должны думать, что они остались за бортом. Посыпать себя пеплом мы успеем. Надо разумно относиться к своим проигрышам. Если у меня что-то не получилось, для меня это всегда повод остановиться, подумать и двигаться дальше. Сорвалось что-то, проект не сложился — всё, остановилась, подумала, проанализировала, пошла дальше. А о том, что уже случилось, я забыла. У нас в музыке есть хорошее итальянское слово — фермата. Это не обрыв. Это повод послушать этот звук, этот аккорд — повод послушать себя.
Ирина Чернова: «Меня вдохновляют результаты ребят, в которых я вложила частичку своей души».

Последние события

Адепты красного

В Третьяковской галерее открылась выставка работ Филиппа Малявина и Абрама Архипова. Оба художника в свои работах виртуозно использовали красный цвет — один из самых сложных в живописи.

На Тверской открыли барельеф Сличенко

В Москве появилась мемориальная доска в честь «главного цыгана России» Николая Сличенко. Бронзовый барельеф открыли на фасаде дома на Тверской улице, где жил худрук театра «Ромэн».

Пласидо Доминго назвал лучших

Победителями Международного вокального конкурса Operalia 2024 стали американка Кэтлин О’Мара (сопрано) и китайский бас-баритон Ле Бу. Российские исполнители разделили третью премию.