Музыкальная нотация
Дата публикации: 7 декабря 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Когда-то в старину музыку не записывали, также как и стихотворные народные эпосы и легенды — просто передавали из уст в уста, из рук в руки. Первые источники, свидетельствующие о записи музыки, дошли до нас из Древней Греции, где для записи звуков использовались буквы. С появлением европейской средневековой церковной музыкальной традиции одноголосные мелодии стали записывать с помощью специальных недлинных линий, направленных то вверх, то вниз, как бы изображающих движение мелодической линии. Такие знаки назывались невмами. На Руси была своя разновидность невм — крюки, они же знамена. Эта система музыкальной записи не отражала ни точную высоту звука, ни его длительность, а только лишь намекала на общий рельеф мелодии и некоторые украшения. Таким образом, с помощью этой системы можно было только исполнить уже известные мелодии, а новую, незнакомую, разобрать было невозможно.
К началу XI века невмы стали записывать на двух горизонтальных линейках, красной и жёлтой, а также между ними. Ещё два столетия спустя линеек стало четыре. Но в XI веке произошло ещё одно важнейшее событие: бенедиктинский монах, итальянец Гвидо д’Ареццо, тот самый, который придумал использовать для записи невм две цветные линейки, придумал также и названия звуков, то есть ноты — ут, ре, ми, фа, соль, ля. Позднее «ут» была переименована в «до», а также добавилась седьмая нота — «си». Эти слоги являлись начальными слогами строк гимна покровителю певцов святому Иоанну. Невмы перестали быть краткими линиями и стали квадратиками — нотами.
С развитием линейной нотации появились и музыкальные ключи — специальные знаки, которые ставятся в начале строки и задают диапазон исполняемой музыки. Наши музыкальные ключи похожи на ключ к разгадке некой головоломки — центральный элемент ключа обозначает конкретную ноту, от которой идёт отсчёт всех остальных нот. Мы пользуемся ключами и поныне, самые употребительные из них — скрипичный ключ, басовый ключ, а также теноровый и альтовый ключи. Ключ — это обязательный элемент линейной нотной записи.
В конце XII века нотная запись начала обогащаться графикой для записи ритмических фигур, и вплоть до XVI века использовалась так называемая мензуральная нотация, от слова мензурата — размеренная.
Классический вид, уже очень похожий на привычный нам нотный текст, запись музыки приобрела в XVII–XVIII веках. К этому времени окончательно устоялся вид нотного стана из пяти линеек. В это время композиторы бытовавшей тогда эпохи барокко создавали музыку, без знания которой сегодня не обходится ни один современный музыкант. Бах, Гендель, Куперен, Пёрселл и другие уже пользовались понятной нам нотной записью.
Сейчас в нотную запись входят несколько элементов: пятилинейный нотный стан, ключи, цифровые обозначения метра, нотные знаки с длительностями, знаки альтерации — диез, бемоль и бекар, дополнительные значки — точки, лиги, паузы и некоторые другие. Нотные станы могут объединяться по вертикали — например, запись музыки для фортепиано выглядит как две нотные строчки, по одной строчке для правой и левой руки, а партитура для симфонического оркестра может объединять в себе по вертикали двадцать и более строчек с партиями разных инструментов, играющих одновременно разную музыку.
20 век с его многообразием музыкальных течений много экспериментировал с нотной записью, но основные принципы её остаются прежними, вполне традиционными.
Последние события
В Театре сатиры прошла церемония гашения
Торжественная церемония гашения почтовой марки к 100-летию Театра сатиры состоялась 26 ноября на его основной сцене.
Исторический музей и Эрмитаж готовят выставку
Государственный исторический музей и Эрмитаж до конца года представят выставку, посвящённую коллекции драгоценностей русского императорского двора.
Спектакль «Ионыч» покажут в Вахтанговском театре
Театр имени Вахтангова представляет премьеру — спектакль «Ионыч» по Чехову. Первые показы постановки Олега Долина пройдут 26 и 27 ноября на Новой сцене.