Первые электронные инструменты
Дата публикации: 25 ноября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Во второй половине 19 века, когда электричество мало-помалу начало входить в обиход, инженеры начали эксперименты с его применением в отношении музыкальных инструментов. Инструменты появлялись в единичных экземплярах, носили удивительные названия — денидор, мелодром, магнитный клавесин, электрический клавесин. Этот последний был особенно эффектен, поскольку при игре в темноте из него сыпались искры! Большинство из первых электроинструментов дошло до нас только в описаниях.
В конце 19 века в Америке был запатентован инструмент под названием телармониум, или динамофон. Он был огромных размеров и весил двести тонн! Состоял телармониум из специальных электрогенераторов и сложной системы всевозможных переключателей. В Нью-Йорке, куда инструмент привезли в тридцати железнодорожных вагонах, был специально построен «Телармонический зал». Звук телармониума можно было услышать как живьём, так и по телефону. Всего было построено три таких инструмента. Но кончилось всё весьма печально: телефонная компания подала в суд за повреждение телефонных линий, а при работе инструмента помехи шли по всей телефонной сети. Да и в целом инструмент был так громоздок и затратен, что пал жертвой собственной дороговизны. К сожалению, ни одной записи звука телармониума не сохранилось.
В 1920 году советский инженер-изобретатель Лев Сергеевич Термен создал инструмент, который впоследствии получил его имя — терменвокс. Вокс в переводе с латыни — «голос». Лев Термен в те годы трудился в Петрограде, в физико-техническом институте. Пытаясь увеличить чувствительность своей измерительной аппаратуры, Термен случайно обнаружил, что, когда разница между частотами двух генераторов попадает в звуковой диапазон — наблюдатель может слышать необычные звуки. Музыкальный инструмент был изобретён случайно!
При первом взгляде и на терменвокс, и на играющего на нем человека создается впечатление, что перед глазами слушателя происходит какая-то магия. И это не удивительно, ведь при игре на терменвоксе не требуется касаться инструмента! Исполнитель двигает руками в воздухе, а на самом деле — в электромагнитном поле на некотором расстоянии от терменвокса. Эти движения немного напоминают движения дирижера перед оркестром.
Слушатели приходили в мистический восторг и восхищались невиданной доселе свободой исполнителя. Рерих называл новое изобретение «музыкой небесных сфер», а Мандельштам говорил, что звук терменвокса столь же естественен, как растущий цветок. Детище Термена воспринималось как подходящий инструмент для классической музыки: о нём лестно отзывались Шостакович и Рахманинов, а один из концертов Льва Термена проходил в зале Парижской оперы. Терменвокс можно услышать и в наши дни, он по-прежнему востребован у музыкантов.
В нашей стране есть ещё один уникальный электронный музыкальный инструмент, существующий в одном экземпляре. Он был изобретён в 1938 году, создал его Евгений Мурзин, назвали синтезатор в честь великого русского композитора-новатора Александра Николаевича Скрябина — «АНС». АНС — единственный в мире фотоэлектронный оптический синтезатор звука. В нём звук синтезируется из искусственно записанного изображения звуковой волны. Другими словами, АНС превращает изображение в звук. У этого аппарата, как и у терменвокса, тоже нет ни клавиш, ни струн, ни труб. Музыкант, как художник или программист, рисует партитуру, чем-то напоминающую перфокарту для станков с программным управлением. Затем партитуру вставляют в специальное считывающее устройство, которое и воспроизводит эту нарисованную музыку. Хранится ныне работающий АНС в Российском национальном музее музыки.
Конечно, в коротком выпуске невозможно рассказать о всех интересных изобретениях! Я рассказала вам лишь о нескольких из них. Появление электромузыкальных инструментов полностью изменило музыкальный мир.
Последние события
Лучшие скрипки прозвучат в Музее музыки
Всероссийский фестиваль скрипичных мастеров «Голос русской скрипки» возвращается в Москву. Это заключительный этап двухлетнего фестивального марафона, прошедшего в восьми городах.
Подведены итоги Игр в Коми
В Сыктывкаре завершился один из самых масштабных проектов для творческой молодёжи — Третьи открытые молодёжные Арктические Дельфийские игры. В состязаниях приняли участие более 600 человек.
Объявлены лауреаты премии Бузони
Чилийский композитор Максимилиано Алехандро Сото Майорга, живущий в Германии, стал лауреатом композиторской премии Бузони, которую проводит Берлинская академия искусств.