«Увертюра 1812 год»
Дата публикации: 7 ноября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Всероссийская художественно-промышленная выставка была запланирована в Москве на 1882 год. Задолго до события Николай Григорьевич Рубинштейн просил Петра Ильича Чайковского написать к открытию музыку на одну из трех тем: сама выставка, юбилей коронации российского императора или освящение Храма Христа Спасителя. Ни одна из них композитора не вдохновила. В письме к Надежде фон Мекк Чайковский сетовал: «Для меня нет ничего антипатичнее, как сочинять ради каких-нибудь торжеств». Но отказать другу Чайковский посчитал неприличным, и предложил изложить в музыке свои мысли и чувства по поводу 80-летия Отечественной войны. Вторжение в Россию войск Наполеона, самоуверенность французского императора, подвиг народа и торжество победы — все это нашло отражение в «Увертюре 1812 год». Согласно биографам композитора, работу над произведением Петр Ильич закончил 7 ноября 1880 года. Первого исполнения «Увертюра» ждала почти два года. Музыка понравилась и публике, и критикам.
Она работала гувернанткой, ходила учиться на подпольные женские курсы и изучала физику и химию в Сорбонне. Она открыла радиоактивность, работала над ее медицинским применением и обогатила таблицу Менделеева двумя новыми элементами: радием и полонием. Она первой из женщин получила две Нобелевские премии. Ее имя носит один из крупнейших университетов Польши. Ее биография произвела настоящий переворот в общественном сознании. После нее женщины смело пошли в науку, не опасаясь насмешек и осуждения со стороны ученых мужей. 7 ноября 1867 года в Варшаве родилась Мария Складовская-Кюри.
7 ноября 1920 года большевики показательно брали Зимний дворец. Ради этого на площади Урицкого — так тогда называлась Дворцовая — собралось около десяти тысяч человек. Артисты Пролеткульта и массовка в лучах сотни мощных прожекторов под артиллерийскую канонаду воплощали картины октябрьского вооруженного переворота 1917 года. Были выстроены две театральные площадки — «красная» и «белая». На первой сторонники Ленина вдумчиво готовили восстание, на второй — буржуазия и Временное правительство доживали последние часы. Затем действие вылилось непосредственно на площадь, которую заполнили революционные солдаты, матросы и пролетарии. Руководил постановкой режиссёр и преобразователь театра Николай Евреинов, а музыкальной частью заведовали композиторы Дмитрий Тёмкин и Гуго Варлих. Грандиозный художественный вымысел фиксировали кинокамеры. Съемка этого массового представления вскоре вышла за рамки искусства и шагнула в пропагандистки верном направлении. Кадры революционных толп, штурмующих ворота Зимнего, долгое время выполняли роль кинохроники. Саму же музыкально-драматическую постановку «Взятие Зимнего» историки искусства до сих пор продолжают называть самой масштабной в истории человечества.
Последние события
Как распределяются билеты на «Щелкунчика»
Под аукцион на продажу билетов на балет «Щелкунчик» Большой театр отдал 12% зала. Остальные билеты выйдут в свободную продажу на официальном сайте театра, они будут именными и без права на обмен.
В Петербурге покажут «Пиковую даму» в постановке Темирканова
Впервые за десять лет в Мариинском театре покажут «Пиковую даму» в постановке Юрия Темирканова. Представления приурочены к 86-летию со дня рождения маэстро. Увидеть спектакль можно 10 и 11 декабря.
Сольный концерт Альбины Шагимуратовой
Сольный концерт Альбины Шагимуратовой состоится в Зале Чайковского 1 декабря. Прозвучат романсы Глинки, Чайковского и Листа. В дуэте с певицей выступит петербургская пианистка Зарина Шиманская.