Ударные инструменты

Дата публикации: 9 ноября 2021

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Ударные инструменты — самый древний тип музыкальных инструментов. Момент их появления на свет теряется в глубине веков. Первый ударный инструмент родился, когда человек обнаружил, что стук камня о камень или палки о палку — это не только шум, но ещё и способ художественного воздействия на сознание человека. Даже собственные ладони тоже можно считать ударным инструментом! Ведь звук ударного инструмента получается благодаря удару одного предмета о другой. Однако бывает и иначе — звук также может рождаться благодаря трению или встряхиванию инструмента.
А дальше начинается классификация. Группа ударных инструментов очень многочисленная, и классифицировать их можно по разным параметрам. Прежде всего ударные делятся на две большие группы: инструменты с неопределённой и с определённой высотой звука. К первым относятся барабаны, тарелки, бубен, кастаньеты, треугольник и прочие. А ко вторым — ксилофон, литавры, колокольчики, вибрафон и другие.
Еще ударные инструменты группируются по виду звучащего корпуса. Бывают мембранные инструменты — такие, как литавры, барабан, бубен, в них источником звука служит натянутая мембрана из кожи или пластика.
Бывают инструменты, в которых звучащим телом является сам корпус инструмента целиком. Они носят название «идиофоны», от греческого идиос — свой и фони — звук, голос. К ним относятся там-там, вибрафон, маримба, колокольчики, ксилофон и другие. Идиофоны, в свою очередь, подразделяются на металлические и деревянные.
Зачастую ударные инструменты компонуются в ударную установку — это хорошо известная любому из нас устойчивая и компактная конструкция из нескольких видов барабанов, тарелок и прочих ударных, которая устроена так, что на ней может играть один музыкант, без труда дотягиваясь до любого из входящих в установку инструмента палочками, руками или посредством педалей. Ударная установка используется в джазе, рок-музыке, поп-музыке и так далее, а в симфоническом оркестре её встретить маловероятно.
А есть группа ударных, которая называются одним общим словом «перкуссия». В обиходе музыканты иногда называют их просто «мелочь». Это всевозможные бонги, маракасы, трещотки, колокольчики, бубенчики; удивительный инструмент флексатон, напоминающий завывания привидения, хлопушка под названием «фруста», всевозможные этнические инструменты разных народов — и знакомые нам, вроде кастаньет, и совсем экзотические; и честно говоря, ударным инструментом может стать что угодно, хоть упаковочные ящики — всё может пойти в ход, если автор музыки очень захотел. Но, тем не менее, на всех них надо уметь играть, и играть здорово! Поэтому исполнитель на ударных инструментах — музыкант универсальный; помимо знания нотной грамоты, такого же, каким обладает пианист или скрипач, он владеет не одним инструментом, как они, а сразу целым огромным семейством! Некоторые из инструментов очень просты и способны издавать только один звук, как треугольник; а некоторые очень сложны, как вибрафон или маримба, и игра на них требует огромного мастерства и виртуозности. Нотная запись для ударных тоже особенная: для звуковысотных инструментов одна, для не обладающих высотой звука — другая, не требующая пяти нотных линеек. Зато какие сложные и даже полифонические ритмические рисунки может исполнить ударник!
В современном симфоническом оркестре ударников несколько. Один стоит за литаврами, другой за малым барабаном, третий за целым набором мелких инструментов, четвёртый у большого барабана. Иногда они могут меняться, переходить с места на место, от инструмента к инструменту.
Чувство ритма — главный талант ударника. Оно несравненно точнее, чем у пианиста, флейтиста и прочих инструменталистов. Одно из главных сочинений для исполнителя на ударных инструментах — это «Болеро» Равеля. Для него даже существуют специальные барабанные палочки. Исполнение «Болеро» — звёздный час оркестрового ударника. И, конечно, ничто не может с такой силой воздействовать на слушателя, как идеальный повторяющийся ритм, гипнотизирующий на уровне глубинных слоёв сознания.

Последние события

Как распределяются билеты на «Щелкунчика»

Под аукцион на продажу билетов на балет «Щелкунчик» Большой театр отдал 12% зала. Остальные билеты выйдут в свободную продажу на официальном сайте театра, они будут именными и без права на обмен.

В Петербурге покажут «Пиковую даму» в постановке Темирканова

Впервые за десять лет в Мариинском театре покажут «Пиковую даму» в постановке Юрия Темирканова. Представления приурочены к 86-летию со дня рождения маэстро. Увидеть спектакль можно 10 и 11 декабря.

Сольный концерт Альбины Шагимуратовой

Сольный концерт Альбины Шагимуратовой состоится в Зале Чайковского 1 декабря. Прозвучат романсы Глинки, Чайковского и Листа. В дуэте с певицей выступит петербургская пианистка Зарина Шиманская.