Ремарки в музыкальных произведениях

Дата публикации: 2 ноября 2021

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В нотном тексте содержатся не только собственно ноты. В нотах встречаются и слова. Например, в начале каждого музыкального произведения обязательно написано как минимум одно слово, и речь не о названии произведения. Такие словесные обозначения в музыке называются ремарками.
В начале произведения стоит словесное обозначение темпа. До изобретения метронома композиторы этим и ограничивались. Пользовались для этого итальянским языком, который по сей день считается основным языком музыкальных обозначений, хотя многие национальные композиторы пользуются и своими родными языками, иной раз причудливо смешивая их с общепринятыми итальянскими ремарками. Поэтому музыканты, оказываясь в Италии, с удивлением обнаруживают хорошо знакомые термины в повседневной жизни — например, открывают для себя, что «фермата», знак недолгой остановки в музыке, означает… остановку общественного транспорта.
Динамика тоже обозначается итальянскими словами «форте» (громко) и «пиано» (тихо) — именно от этих двух слов произошло название инструмента фортепиано. Между «громко» и «тихо» существует огромное количество градаций, тоже имеющих специальные обозначения, а также указания на усиление и ослабление громкости звука, изменения темпа и так далее. Наиболее употребительные итальянские музыкальные термины юному музыканту надо хорошо знать.
Но существуют и ремарки, определяющие характер музыки. Здесь композиторы не стесняются проявлять фантазию. Например, великолепен Дебюсси — послушайте, как это красиво: «Этот ритм должен звучать фоном печального и заледенелого пейзажа». Или: «Постепенно выходя из тумана». Это уже проявления программности в музыке, обращённые к исполнителю, чтобы ему было легче реализовать задумки автора. Или, например, у Скрябина в 6 сонате — ремарка «появление ужаса»; а в одном из недавних сочинений Александра Чайковского — «тут прилетел соловей» — это уже динамическое развитие некого скрытого сюжета. Слушатель не видит этих указаний, но исполнителю они очень полезны. А у великого фантазёра Шумана в одном из сочинений даже есть ремарка под названием «внутренний голос»: это целая мелодия, выписанная на отдельной строчке, но играть её не надо! Надо просто постараться услышать этот скрытый голос внутри себя. Вот такая интересная идея.
Ремарки, встречающиеся в нотном тексте, очень важны, и на каком бы языке они ни были написаны, исполнителю обязательно их иметь в виду, чтобы легче было создать свой исполнительский рисунок образа и донести до слушателя образ в наиболее выразительном воплощении.

Последние события

Пасхальный поезд готовится к отправлению

ХХIII Московский Пасхальный фестиваль стартует 25 апреля. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева посетит 24 города — от Петербурга до Новосибирска.

Второй день Балтийского культурного форума

Первое совместное заседание представителей музыкальных музеев России и Китая состоялось на Балтийском культурном форуме. Сессию «Россия-Китай. Музыка, которая объединяет» открыл Михаил Брызгалов.

Проект «Пушкин и театр» проедет по России

Национальный выставочный проект «Пушкин и театр», который Бахрушинский музей открыл в Псковском музее-заповеднике, покажут в в Казани, Рязани и Москве, а также в Азербайджане и Австрии.