Эваристо Баскенис

Дата публикации: 12 апреля 2025

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Если был в мире художник, способный превратить скрипку или лютню в мёртвую природу (сюжет натюрмортов), то это Эваристо Баскенис. Перевёрнутые, лежащие вниз грифом, разрозненные инструменты, часто без струн, создают впечатление заброшенности и упадка. Вот бока лютни покрывает слой пыли, а на толстом фолианте в кожаном переплёте лежит плесневеющий персик. Возможно, автор обращает нас к метафизическому размышлению о тщетности бытия и всего, что его составляет — в том числе, музыки, сопровождающей праздные дни?
Человек духовного звания, Баскенис хорошо знал о сути таких размышлений. Однако в отличие от современных ему голландцев, нагружающих аллегорическим смыслом все предметы, с обязательным нравоучением, итальянец Баскенис смотрит на вещи легче и увлечённее. Его интерес может привлечь изящество формы, орнаментальный декор, занятность фактуры. Поэтому на другом натюрморте с музыкальными инструментами, а у него их десятки, пузатую лютню художник может снабдить розовой лентой и такую же ленту нацепить на кончик смычка — играть с такими лентами неудобно, да и попросту невозможно. Зато эти банты добавляют изящества и равновесия в композицию.
Эваристо Баскенис
Музыки на этих полотнах нет. Она ещё не родилась или уже отзвучала. Она существует лишь на страницах тетрадей, исписанных нотами. Её никто не слышит. Для Баскениса инструмент — это знак красоты, даже если он сведён к молчаливым геометрическим формам. Посещая охотно современных ему кремонских мастеров, Эваристо Баскенис с такой тщательностью запечатлел детали предметов, что сейчас этими натюрмортами пользуются специалисты-инструментоведы, пытающиеся разгадать загадку звучания раритетов Амати или Гварнери.
Эваристо Баскенис (1617–1677 годы). Его натюрморты с музыкальными инструментами представлены в миланской Пинакотеке Брера, Академии Каррара, венецианской Академии, музее театра Ла Скала и других собраниях мира.

Последние события

Три последние сонаты Шуберта прозвучат в Московской консерватории

29 сентября в Малом зале Московской консерватории состоится концерт с нечасто исполняемой программой: прозвучат 3 последние сонаты для фортепиано Шуберта. На сцене — Анастасия Гамалей-Воскресенская.

МГАСО выступит с Хиблой Герзмава и Денисом Мацуевым

Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Ивана Никифорчина в новом сезоне выступит с Денисом Мацуевым и Хиблой Герзмава. Концерты пройдут в Зале Чайковского.

«Симфоническое звучание регионов» в «Мастерской 12»

Третий концерт московского этапа Всероссийского фестиваля «Современная музыкальная карта России» состоится 10 сентября в «Мастерской 12». Программа называется «Симфоническое звучание регионов».

Поиск по сайту