Эваристо Баскенис

Дата публикации: 22 сентября 2021

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Если был в мире художник, способный превратить скрипку или лютню в мертвую природу (сюжет натюрмортов), то это Эваристо Баскенис. Переревернутые, лежащие вниз грифом разрозненные инструменты, часто без струн, создают впечатление заброшенности и упадка. Вот бока лютни покрывает слой пыли, а на толстом фолианте в кожаном переплете лежит плесневеющий персик. Возможно, автор обращает нас к метафизическому размышлению о тщетности бытия и всего, что его составляет — в том числе, музыки, сопровождающей праздные дни? Человек духовного звания, Баскенис хорошо знал о сути таких размышлений. Однако в отличие от современных ему голландцев, нагружающих аллегорическим смыслом все предметы, с обязательным нравоучением, итальянец Баскенис смотрит на вещи легче и увлеченее. Его интерес может привлечь изящество формы, орнаментальный декор, занятность фактуры. Поэтому на другом натюрморте с музыкальными инструментами, а у него их десятки, пузатую лютню художник может снабдить розовой лентой, и такую же ленту нацепить на кончик смычка — играть с такими лентами неудобно, да и попросту невозможно. Зато эти банты добавляют изящество и равновесие в композицию.
Музыки на этих полотнах нет. Она еще не родилась или уже отзвучала. Она существует лишь на страницах тетрадей, исписанных нотами. Ее никто не слышит. Для Баскениса инструмент — это знак красоты, даже если он сведен к молчаливым геометрическим формам. Посещая охотно современных ему кремонских мастеров, Эваристо Баскенис с такой тщательностью запечатлел детали предметов, что сейчас этими натюрмортами пользуются специалисты-инструментоведы, пытающиеся разгадать загадку звучания раритетов Амати или Гварнери.
Эваристо Баскенис (1617–1677 годы). Его натюрморты с музыкальными инструментами представлены в миланской Пинакотеке Брера, Академии Каррара, венецианской Академии, музее театра Ла Скала и других собраниях мира.
Эваристо Баскенис

Последние события

Как распределяются билеты на «Щелкунчика»

Под аукцион на продажу билетов на балет «Щелкунчик» Большой театр отдал 12% зала. Остальные билеты выйдут в свободную продажу на официальном сайте театра, они будут именными и без права на обмен.

В Петербурге покажут «Пиковую даму» в постановке Темирканова

Впервые за десять лет в Мариинском театре покажут «Пиковую даму» в постановке Юрия Темирканова. Представления приурочены к 86-летию со дня рождения маэстро. Увидеть спектакль можно 10 и 11 декабря.

Сольный концерт Альбины Шагимуратовой

Сольный концерт Альбины Шагимуратовой состоится в Зале Чайковского 1 декабря. Прозвучат романсы Глинки, Чайковского и Листа. В дуэте с певицей выступит петербургская пианистка Зарина Шиманская.