Бетховен — всклокоченный гений или угрюмый безумец?
Дата публикации: 12 февраля 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В авторском цикле передач Михаила Казиника «Три с половиной века развития европейской музыки» настал черед третьего венского классика — великого и непостижимого Людвига ван Бетховена. «Он воплощает собой не просто космос, — отмечает музыковед, — в нём как будто соединились разные люди, разные ментальности и разные ощущения мира…»
Михаил Казиник: «Раньше, когда меня спрашивали о моем любимом композиторе, я не мог дать ответ на этот вопрос. Мне казалось, что, когда я говорю о Чайковском, я больше всего на свете в этот момент люблю музыку Чайковского. А когда я говорил о Моцарте, я, конечно же, больше всех любил Моцарта. Или о Брамсе — будто и не было других композиторов. Касаясь музыки Малера, я всем сердцем ощущал, что именно к этому и вел весь симфонизм. Размышляя о Шостаковиче, я был убежден, что это величайшая драматургия планеты. Вспоминая Роберта Шумана, я не сомневался в своем поклонении Шуману: и ведь действительно, кто еще был большим романтиком?..
То есть каждый раз, когда я говорил о каком-либо из гениев, в этот момент он один и становился моим самым любимым композитором.
Но всё-таки, положа руку на сердце, сегодня могу сказать — есть один гений, отношение к которому у меня менялось всегда только к лучшему, в ком я ни разу не разочаровался и кому никогда не изменял: это Людвиг ван Бетховен. Многие из вас скажут: «Ну, конечно, понятно — и Лунная соната, и Патетическая соната, и Аппассиоаната и великолепные симфонии — Третья, Пятая, Седьмая, Девятая…». Нет, дорогие мои, не эти сонаты и не эти симфонии: их я давно уже наслушался, и теперь слушаю другое. Я слушаю не Третью, Пятую, Седьмую и Девятую, а всё больше — Вторую, Четвертую, Шестую и Восьмую симфонии. Я слушаю не столько ранние сонаты Бетховена, сколько поздние. И поздние квартеты… При всё том, что я никогда до конца не смогу понять — как в одном человеке могло существовать столько музыки и столько великого тайного знания!..
Бетховен непостижим! Он неуловим внешне. Его невозможно застать на одной и той же квартире, потому что, пока вы к нему собирались в гости, он уже переехал. Он абсолютно необъясним в бытовой жизни — в своей невероятной любви и ненависти, мягкости и грубости, человечности и бесчеловечности… Но самое главное в его музыке — то, что в ней нет пределов. Бетховен — бесконечен!..»
Последние события
Культурное наследие страны
Владимир Путин в пятницу выступил на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. Президент в своей речи затронул и сферу культуры.
Когда академическая музыка вызывает мурашки
На фестивале неординарных музыкальных событий SOUND UP прозвучит музыка современного американского композитора Брайса Десснера, который после группы The National покорил академическую сцену.
Объявлена программа «Зеркала»
Стали известны участники конкурсных программ XIX Международного фестиваля кино, музыки и архитектуры «Зеркало. Философия Тарковского». Он пройдёт в Ивановской области с 27 июня по 1 июля.