Соблазнение Сен-Сансом…

Дата публикации: 4 июня 2014

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник знакомит радиослушателей с музыкой Камиля Сен-Санса, композитора чье дарование было сопоставимо с дарованием великого Моцарта…
Камиль Сен-Санс начал обучаться игре на фортепиано с трёх лет, в шесть уже сочинял, а в десять впервые выступил в зале Плейель с Третьим фортепианным концертом Бетховена и Пятнадцатым концертом Моцарта, к которому сам написал каденцию.
Говорят, однажды композитор собрал своих друзей и ученых музыковедов, чтобы представить им только что найденную 33-ю сонату Людвига ван Бетховена. Сен-Санс сел за рояль и на память стал играть все четыре части сонаты, которую никто и никогда прежде не слышал. Все присутствовавшие в зале твердо знали, что Бетховеном написано только тридцать две сонаты. И вот Сен-Санс находит рукопись 33-й сонаты и сам исполняет её — потрясение невероятное! Когда накал эмоций достигает предела, композитор быстро разоблачает свою шутку — он просто решил сымпровизировать несуществующую сонату Бетховена. Что и говорить — ему поверили самые искушенные специалисты в области музыки.
Михаил Казиник: «Интересно еще и другое… Сен-Санс с самого детства очень много болел. В раннем возрасте у него начались проблемы со зрением в связи с давлением глазного дна. У него был туберкулез, он постоянно кашлял и мгновенно простуживался при малейшем сквозняке. Врачи постоянно качали головами и говорили о том, что он нежилец. Говорили, когда ему было двенадцать лет — нежилец, потом, когда ему было тридцать — совсем нежилец. А когда в восемьдесят лет он решил поехать в Африку, обескураженные доктора в один голос заявили, что он самоубийца. Несмотря на это, Сен-Санс поехал в Африку и давал там концерты. А умер он в Алжире, когда ему было восемьдесят шесть лет! А знаете, почему Сен-Санс так долго жил? Все, кто его знал лично, утверждали, что у него была невиданная воля, колоссальные эмоции и поразительное чувство радости — радости жизни, радости таланта, радости музыки, радости музыкальной критики и писательства, радости от друзей и от хороших бургундских вин. Он ценил языки, ценил культуру, ценил историю и искусство; он был одним из самых образованных людей всех времен и народов. Он написал очень много музыки…»
Почему же этот гений, этот жизнелюбец, этот уникальный виртуоз и мелодист, так и не встал в один ряд вместе с Бахом, Моцартом и Бетховеном? Что это — недоразумение, закономерность или прихоти вкусовщины?
Михаил Казиник не только делится ответом на этот вопрос, но и предлагает альтернативный взгляд!..

Последние события

Культурное наследие страны

Владимир Путин в пятницу выступил на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. Президент в своей речи затронул и сферу культуры.

Когда академическая музыка вызывает мурашки

На фестивале неординарных музыкальных событий SOUND UP прозвучит музыка современного американского композитора Брайса Десснера, который после группы The National покорил академическую сцену.

Объявлена программа «Зеркала»

Стали известны участники конкурсных программ XIX Международного фестиваля кино, музыки и архитектуры «Зеркало. Философия Тарковского». Он пройдёт в Ивановской области с 27 июня по 1 июля.

Поиск по сайту