Мариус Петипа

Дата публикации: 11 марта 2021

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
11 марта 1878 года на заседании Французской академии ученому сообществу представили фонограф Томаса Эдисона. Патент на это удивительное изобретение был получен буквально месяц назад. Сотрудник Эдисона, венгерский инженер Тивадар Пушкаш, продемонстрировал, как игла, двигаясь по канавке, передает колебания на мембрану, излучающую звук. Не все французские светила в тот день адекватно восприняли новшество. Профессор-психолог Жан Буйяр в буквальном смысле набросился на демонстратора, обвиняя его в жульничестве посредством чревовещания.
Некоторые шекспироведы подсчитали, что именно 11 марта 1302 года были тайно обвенчаны Ромео и Джульетта. Впервые образ двух влюбленных, разделенных семейными предрассудками, встречается еще в поэме древнеримского автора Овидия «Метаморфозы». Итальянец Луиджи да Порто в «Истории двух благородных влюблённых» развивает сюжет. Но именно трагедия Шекспира возводит отношения Ромео и Джульетты на некий философский пьедестал, с которого столь органично звучит фраза венчавшего их священника: «У бурных чувств неистовый конец».
11 марта 1818 года в Марселе родился человек, без которого русский балет вряд ли называли бы лучшим в мире. За право считаться «родиной его таланта» Россия и Франция будут спорить всегда. Танцовщик и балетмейстер, руководитель труппы Мариинского театра Мариус Петипа. Он покинул Францию на пике карьеры, но не только потому, что получил в России выгодное место. Маэстро утверждал, что в Европе того времени «уклоняются от серьезного искусства». Петипа разработал новую структуру балетного спектакля, объединив танец и пантомиму. Но велик он в первую очередь потому, что сделал музыку одним из главных действующих лиц балета. Петипа считал, что — цитирую — «Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы».
Мариус Петипа
11 марта 1851 года в Венеции состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Риголетто». В основу либретто была положена к тому времени запрещенная во Франции пьеса Виктора Гюго «Король забавляется». Чтобы избежать обвинений в подрыве авторитета монархии, авторы оперы разжаловали главного героя в герцоги и смягчили напряженность классового конфликта. Развращенный правитель, невинная девушка, любящий отец, он же грозный мститель — история скорее романтическая, чем социальная. Гениальная музыка Джузеппе Верди обеспечила ей не только громкую премьеру. Опера быстро распространилась по всем европейским сценам. Исключение составила Франция. Виктор Гюго, не простивший грубого вмешательства в его сюжет, шесть лет противился постановке «Риголетто» у себя на родине.

Последние события

«Ленинградская музыкальная весна» продолжается

Симфонический оркестр Мариинского театра представит программу «Хронос» в Концертном зале Мариинки 16 мая в рамках 58-го фестиваля петербургских композиторов «Ленинградская музыкальная весна».

Выставка Брюллова в Русском музее побила рекорд посещаемости

Выставка «Великий Карл» в Русском музее к 225-летию со дня рождения Карла Брюллова, стала самой посещаемой в России за 5 лет, собрав 477 тысяч посетителей, сообщила глава Минкультуры Ольга Любимова.

«Саломея» в Большом театре

Оперу «Саломея» Рихарда Штрауса представят 20 и 21 мая на Исторической сцене Большого театра. Первый показ будет посвящён 100-летию первой постановки этого спектакля в ГАБТе.

Поиск по сайту