Микрофон Эмиля Берлинера
Дата публикации: 4 марта 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
4 марта 1877 года американский изобретатель Эмиль Берлинер получил патент на устройство, с помощью которого мы с вами общаемся. Речь идет о микрофоне. В то время это изобретение претендовало на применение в телефонии и не могло остаться без внимания Александра Белла. Он считал, что все «телефонное» изобретено именно им, и затеял судебную тяжбу. После продолжительных разбирательств права на микрофон были оставлены за Берлиненром. Беллу пришлось не только выложить за его патент солидную сумму, но и нанять изобретателя на работу в качестве главного специалиста по телефонной части.
По одной из версий, 4 марта 1518 года по приглашению Великого князя Василия Третьего из Афона в Москву прибыл будущий видный славянский писатель и публицист Максим Грек. Он был призван на службу в Россию, дабы помочь разобраться в святых первоисточниках. Его первые переводы с греческого церковь и князь одобрили, инок начал пользоваться доверием и вскоре прослыл уважаемым толкователем религиозных текстов. Семь лет спустя переводчика обвинили в злонамеренном искажении их содержания и приговорили к суровому монастырскому заточению до конца жизни. Истинная вина Максима Грека состояла лишь в том, что он безоглядно критиковал образ жизни русского духовенства. Переводчик и писатель был канонизирован в лике преподобного в 1988 году.
В этот день в 1877 году на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Хореография принадлежала Вацлаву Рейзинегеру, возглавлявшему тогда труппу Большого. Известный критик Герман Ларош поспешил откликнуться следующими строками: «по танцам „Лебединое озеро“ едва ли не самый казённый, скучный и бедный балет, что даётся в России». Лишь спустя восемнадцать лет постановка Мариуса Петипа и Льва Иванова потрясла зрителей, и великое творение Чайковского заняло достойное место на лучших балетных сценах мира.
4 марта 1678 года в Венеции родился Антонио Вивальди. Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве этого музыканта и композитора. В 15 лет Вивальди был пострижен в монахи, в 25 — посвящен в духовный сан, но предпочел служить не Господу, а музыке. Он виртуозно играл на скрипке, сочинял духовные и светские произведения. Всего их насчитывается около восьмисот, а возможно, и больше. Потерянные в веках ноты Вивальди разыскиваются и находятся до сих пор. Среди самых известных его сочинений — четыре концерта, подарившие нам очарование четырех времен года. Композитор служил монаршим особам, европейская знать и члены королевских семей заказывали ему музыку. Вивальди похоронен в Вене на кладбище для бедняков. Его забыли уже через 30 лет после смерти и вернули его музыку к жизни лишь в начале двадцатого века.
Последние события
Башмет оценил новые правила
Дирижёр и альтист Юрий Башмет приветствовал введение новых правил продажи билетов в театры и на концерты в Москве. Маэстро уверен, что «очень скоро они станут привычными и удобным».
Музыка Шнитке прозвучит в ММДМ
Концерт-приношение к 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке пройдёт в воскресенье в Доме музыки в Москве. Выступят Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России.
В джазе только куклы
В Театре кукол имени Образцова состоялась премьера спектакля по сказке Чуковского «Муха-Цокотуха». Музыкальной основой постановки стали сочинения Александра Цфасмана.