Первое представление оперы на русском языке

Дата публикации: 27 февраля 2021

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
27 февраля 1755 года в Санкт-Петербурге состоялось первое представление оперы на русском языке. К тому времени так называемые «драмы на музыку» уже прижились на российской сцене, но были они сплошь европейские, в массе своей итальянские. При дворе императрицы Елизаветы Петровны иностранные языки, конечно, были в чести, но все же зрителю требовалось что-то свое. Автором первого русскоязычного либретто стал поэт Александр Сумароков. Сюжет для оперы «Цефал и Прокрис» он позаимствовал из поэмы древнеримского сочинителя Овидия «Метаморфозы». Античный миф сводился к тому, что молодожёны сперва нарушили супружеские клятвы, потом счастливо простили друг друга, но в драматическом итоге муж по ошибке пронзил жену копьем. Музыку к трагедии написал придворный капельмейстер, неаполитанец Франческо Арайя. Премьера состоялась во временном деревянном театре на Царицыном лугу — сейчас это Марсово поле. Помимо солистов был задействован хор из 50 человек и оркестр с трубами и литаврами. Императрица оценила представление по достоинству. Елизавета Петровна пожаловала артистам сукна на костюмы, а композитору — соболью шубу и пятьсот рублей золотом.
Первое представление оперы на русском языке
27 февраля 1902 года в калифорнийском городке Салинас родился писатель Джон Стейнбек. Жизнь американской глубинки он знал не понаслышке: сам трудился на соседнем ранчо, тесно общался с рабочими-мигрантами. Стэндфордский университет Джон так и не закончил, жил в коттедже отца, а тот снабжал его бумагой и карандашами. Первый успех Стейнбеку принесла повесть «О мышах и людях». Упоминая ее, литературоведы любят проводить параллели с тургеневской «Му-му». Величайшим трудом Джона Стейнбека признан роман «Гроздья гнева», который прозвучал обвинительным приговором американской социально-экономической системе, не справившейся с Великой депрессией. Лауреат Пулитцеровской и Нобелевской премий по литературе писал: «Сами по себе слова ничего не значат, они только проводники чувств».
27 февраля 1814 года в Вене состоялась премьера Восьмой симфонии Людвига ван Бетховена. Музыка писалась довольно быстро, возможно, сказывалась комфортная атмосфера чешского курорта Теплице. Бетховен, закончил произведение за пять месяцев и называл его «маленькой симфонией», справедливо считая ее своеобразным предисловием к более масштабной Девятой. Сочинение пронизано юмором и танцевальными ритмами. Оно непосредственно перекликается с творчеством Йозефа Гайдна, который некоторое время преподавал Бетховену контрапункт. О Восьмой симфонии с восхищением отзывался Петр Ильич Чайковский: «В финале, в одном из величайших симфонических шедевров Бетховена, — бездна юмора, неожиданных эпизодов, разительных контрастов, самых новых, гениально изобретенных оркестровых эффектов».

Последние события

На радио «Орфей» начинается новый сезон!

Празднуем День знаний новым сезоном на радио «Орфей»! Мы подготовили для вас новые рубрики, слушайте их с сегодняшнего дня в нашем эфире.

«Спасская башня» вышла на финишную прямую

Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня», проходящий на Красной площади в Москве, завершается 31 августа. В этом году смотр посвящён 80-летию Победы и защитникам Отечества.

Не стало народного артиста России Вячеслава Вершинина

В Северной Осетии ушёл из жизни актёр и режиссёр Вячеслав Вершинин. Ему было 83 года. Артист почти 60 лет служил в Театре имени Евгения Вахтангова.

Поиск по сайту