«Хованщина» Модеста Мусоргского

Дата публикации: 21 февраля 2021

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». В основе ее сюжета — история стрелецкого бунта, который разгорелся на Руси в конце 17 века, в первые дни после коронования десятилетнего Петра Первого. «Хованщина» не имела прямого литературного первоисточника, либретто писал сам композитор. Он дотошно исследовал сюжет и характеры своих персонажей, старался проникнуть в людскую психологию, создавал из разрозненных отрывков цельные образы. «Хованщину» Мусоргский не закончил. Ее дописывал по авторским материалам Николай Римский-Корсаков. Он же представил ее Дирекции императорских театров для постановки в Мариинке. Опера не была допущена даже до рассмотрения: прежде всего чиновников смутило изображение религиозных распрей. Первыми «Хованщину» воплотили артисты-любители из петербургского Музыкально-драматического кружка. Затем произведение перекочевало в репертуар Русской частной оперы Саввы Мамонтова. Государственный театр, Мариинский, впервые осмелился на постановку лишь в 1911 году.
«Хованщина» Модеста Мусоргского
21 февраля 1872 года чаще всего фигурирует в качестве даты, когда император Александр Второй подписал Указ о создании в Москве Исторического музея. Участок на Красной площади выделила городская мэрия. В разные исторические эпохи в этой точке Москвы располагались Почтовый двор, податные и судебные ведомства, ратуша с главной аптекой, медицинская Канцелярия и первые помещения Московского университета. Конкурс на лучший проект музейного здания объявили в 1875 году. При его создании следовало использовать исконно русские архитектурные приемы, новое строение должно было органично вписываться в ансамбль Красной площади и гармонировать с обликом Покровского собора. Победил совместный проект выпускника Московского живописного училища по классу пейзажа Владимира Шервуда и архитектора Анатолия Семёнова. Первый камень в основание Исторического музея император Александр Второй заложил лично.
21 февраля 1791 года в Вене родился будущий композитор, педагог и пианист Карл Черни. Его первым учителем стал отец, который разрешил мальчику концертировать уже в девятилетнем возрасте. На одном из его выступлений присутствовал Людвиг ван Бетховен и был настолько впечатлен, что вызвался наставлять юного музыканта. Одаренному ученику великий композитор доверил премьерное исполнение своего Третьего фортепианного концерта. Несмотря на впечатляющие успехи, Карл Черни оставил сцену в 24 года. Средства к существованию давало сочинительство. Его творческое наследие насчитывает около тысячи опусов, среди которых более трехсот относятся к разряду духовной музыки. А еще Карл Черни числился среди лучших венских преподавателей игры на фортепьяно. У него учились Сигизмунд Тальберг, Теодор Лешетицкий и Ференц Лист.

Последние события

Башмет оценил новые правила

Дирижёр и альтист Юрий Башмет приветствовал введение новых правил продажи билетов в театры и на концерты в Москве. Маэстро уверен, что «очень скоро они станут привычными и удобным».

Музыка Шнитке прозвучит в ММДМ

Концерт-приношение к 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке пройдёт в воскресенье в Доме музыки в Москве. Выступят Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России.

В джазе только куклы

В Театре кукол имени Образцова состоялась премьера спектакля по сказке Чуковского «Муха-Цокотуха». Музыкальной основой постановки стали сочинения Александра Цфасмана.