«Орфей» Ференца Листа
Дата публикации: 16 февраля 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Орфей» — весьма распространённое название в мире академической музыки. И нам чрезвычайно приятно, что наша радиостанция делит его с одной из самых светлых симфонических поэм Ференца Листа. Античный сюжет о беспредельной силе искусства увлек композитора еще когда он руководил постановкой оперы Кристофа-Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика». Листу казалось, что в этой опере автор представил главного героя не столько божественным певцом, сколько любящим и верным супругом. В письме к Жорж Санд композитор сообщал: «Прекрасный миф об Орфее мог бы, если взяться за это по-настоящему, найти частичное воплощение, несмотря на наше прозаически-буржуазное столетие». Ференц Лист решил написать к опере Глюка собственную увертюру, что в те времена вполне вписывалось в рамки цеховых традиций. Она впервые прозвучала в Веймарском театре 16 февраля 1854 года. Позже Лист переработал увертюру в самостоятельное произведение и посвятил его своей возлюбленной, светлейшей княгине Каролине Сайн-Витгенштейн.
16 февраля 1906 года в Санкт-Петербурге, на Театральной площади, открыли памятник Михаилу Глинке. Идея его создания принадлежала Императорскому русскому музыкальному обществу. На реализацию ушло два года. Средства для сооружения памятника — почти 107 тысяч рублей — собирали всей Россией. Автора выбрали далеко не сразу. В объявленном конкурсе приняли участие 22 скульптора. Комиссия, в которую вошли родственники композитора, архитекторы и художники, присудила победу проекту российского академика Роберта Баха. Монумент установили прямо перед входом в Петербургскую консерватории. Но вскоре выяснилось, что место выбрали не слишком удачно. Двадцать лет памятник мешал экипажам и повозкам. Но когда властям понадобилось проложить через Театральную площадь трамвайные пути, бронзового Глинку перенесли. С 1925 года он находится в консерваторском сквере.
16 февраля 1922 года экспедиция под руководством англичанина Говарда Картера обнаружила в Египте главные сокровища гробницы Тутанхамона. За 20 лет до этого события археолог и его команда начали работы в Долине Царей и успели открыть там целый ряд древнейших погребений. Но найти нетронутое грабителями захоронение оставалась мечтой. Гробницу юноши-царя раскапывали с величайшей осторожностью. Проникнуть в погребальную камеру смогли лишь три месяца спустя. Три тысячи лет она оставалась запечатанной и хранила настоящие сокровища. Находившийся внутри золотой гроб весил около ста килограммов. 11-киллограмовая золотая посмертная маска Тутанхамона стала впоследствии одним из самых распространенных египетских символов. Недолгое правление Тутанхамона было из разряда вполне рутинных. По определению египтолога Говарда Картера, откопавшего рано почившего царя, «единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».
Последние события
Башмет оценил новые правила
Дирижёр и альтист Юрий Башмет приветствовал введение новых правил продажи билетов в театры и на концерты в Москве. Маэстро уверен, что «очень скоро они станут привычными и удобным».
Музыка Шнитке прозвучит в ММДМ
Концерт-приношение к 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке пройдёт в воскресенье в Доме музыки в Москве. Выступят Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России.
В джазе только куклы
В Театре кукол имени Образцова состоялась премьера спектакля по сказке Чуковского «Муха-Цокотуха». Музыкальной основой постановки стали сочинения Александра Цфасмана.