Концертные залы
Дата публикации: 7 апреля 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Большие и маленькие. Старые и новые. С хорошей акустикой и вовсе без акустики. Уютные и неуютные. Любимые и не очень. И во всем этом огромное количество вариантов.
Большой зал или маленький — это не просто разное количество публики, это совсем разная атмосфера, разная манера подачи от артиста. Прослушать одну и ту же сольную программу пианиста в маленьком зале и в большом — это будут два разных впечатления. В маленьком возникает больше близости, непосредственного безбарьерного общения артиста и слушателя. В большом этого не случится, физическое расстояние до сцены больше, но искренности будет не меньше — просто сил для концерта в большом зале от артиста требуется намного больше, чтобы наполнить своей энергией звука и эмоциональной энергией всю эту кубатуру воздуха (не путать с банальной громкостью звука, это совсем о другом).

Старые залы с хорошей акустикой мы называем намоленными, прямо как храмы. Столько эти стены помнят, так они привыкли к гармонизирующим музыкальным вибрациям, что это само по себе создаёт особую атмосферу. Новому залу требуется время, чтобы эту насыщенность приобрести. Но зато в новых престижных залах акустика спроектирована с помощью самых современных технологий. Бывает сейчас даже электронная акустика — тончайшие настройки самого зала в зависимости от состава музыкантов на сцене. Для оркестра одни настройки, для квартета — совсем другие.
В старых залах акустика создавалась с помощью старых секретов — битого стекла под сценой, особых пустот в стенах и под полом, а самая совершенная конструкция тех времён — это простая огромная четырехугольная комната, возможно, с балконом. Современные залы стали намного больше по размерам, их конфигурация может быть различна, и при их создании используются последние достижения науки. Когда-то из-за увеличения размеров залов и фортепиано приобрело свой внушительный современный вид, придя на смену старинным небольшим инструментам, звучавшим в камерных салонах.
А вот струнные и духовые инструменты изменились меньше или не изменились вовсе.
Какие залы становятся любимыми? Да те, где, помимо замечательной акустики, есть замечательная публика. Где из года в год люди приходят именно на твой концерт, где зал дышит в унисон с артистами, где уже есть знакомые лица среди постоянных слушателей. Где играешь как на самой главной сцене мира — а главная всегда та сцена, где ты играешь в данный момент.
Последние события
Радио «Орфей» посвящает Андрею Эшпаю «Партитуру жизни»
Сегодня, 15 мая, исполняется 100 лет со дня рождения композитора Андрея Яковлевича Эшпая! Столетию со дня рождения народного артиста СССР мы посвящаем радиосериал «Партитура жизни».
Фестиваль Мстислава Ростроповича проведут в Оренбурге
XIII Международный фестиваль Мстислава Ростроповича пройдёт в Оренбурге с 28 по 31 мая. В программу вошли опера Верди «Риголетто», выступления пианиста Ильи Папояна и актрисы Юлии Рутберг.
«Ленинградская музыкальная весна» продолжается
Симфонический оркестр Мариинского театра представит программу «Хронос» в Концертном зале Мариинки 16 мая в рамках 58-го фестиваля петербургских композиторов «Ленинградская музыкальная весна».