«Кавалер розы» Рихарда Штрауса
Дата публикации: 26 января 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
26 января 1911 года в Королевском оперном театре Дрездена состоялась премьера оперы Рихарда Штрауса «Кавалер розы». Эта жизнерадостная комедия была второй совместной работой с драматургом Гуго фон Гофмансталем. Основу сюжета либреттист изложил композитору так: «Толстый, начинающий стареть самонадеянный господин, намеревающийся жениться и пользующийся расположением отца нравящейся ему девушки, вытесняется молодым, красивым человеком». Действие решили развернуть в декорациях эпохи австрийской императрицы Марии-Терезии. Стилизация под произведения 18 века, и в первую очередь под творения Моцарта, напрашивалась сама собой. Доходило практически до прямого цитирования. Октавиан, граф Рофано, как две капли воды, похож на Керубино из «Свадьбы Фигаро»: он также переодевается в женское платье, и его партия отдана меццо-сопрано. И все же «Кавалер розы» — не реставрация Моцарта, а преклонение перед традицией. Да, критики упрекали Штрауса в пестроте стиля, многословии и безвкусии. Но все уравновешивает и примиряет с современностью вальс. Успешная премьера запомнилась современникам как «последнее беззаботное театральное торжество Европы» перед началом страшной, Первой мировой войны.
26 января 1714 года в пригороде Парижа родился Жан-Батист Пигаль, заметная фигура среди французских скульпторов восемнадцатого века. Его индивидуальный стиль не был очерчен строго и колебался между рококо и неоклассицизмом. Среди самых заметных работ Пигаля — статуя Мадонны, созданная для церкви Дома Инвалидов и два скульптурных портрета Людовика 15-го. А самыми грандиозными признаны надгробия герцога д’Аркура и маршала Морица Саксонского в Соборе Парижской богоматери. Скульптор пользовался покровительством маркизы де Помпадур и изваял для нее несколько детских статуэток, полных сентиментальности. Его «Меркурия, завязывающего сандалию» можно в наши дни увидеть в Лувре. В Париже именем Жана-Батиста Пигаля названа площадь в районе «красных фонарей».
Вечером 26 января 1831 года в Александринском театре Санкт-Петербурга давали премьеру. Впервые, хоть и с цензурными правками, но полностью, на сцене была поставлена пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума». Яркая сатира на московскую аристократию 19 века была окончена осенью 1824 года, но разрешения на публикацию автору не удалось получить до самой гибели. Своими глазами Грибоедов увидел лишь одно сценическое воплощение «Горя от ума»: пьесу сыграли отважные актеры-любители из офицерского театра города Эривань. В год упомянутой петербургской премьеры комедию показали и в Москве. На сцене Большого театра в роли Фамусова блистал Михаил Щепкин, Чацкого исполнял Павел Мочалов.
Последние события
Музыка Шнитке прозвучит в ММДМ
Концерт-приношение к 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке пройдёт в воскресенье в Доме музыки в Москве. Выступят Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России.
В джазе только куклы
В Театре кукол имени Образцова состоялась премьера спектакля по сказке Чуковского «Муха-Цокотуха». Музыкальной основой постановки стали сочинения Александра Цфасмана.
Саратовцы могут поставить штемпель со Шнитке
В Саратовской филармонии в воскресенье состоится торжественная церемония гашения открытки и штемпеля памяти Альфреда Шнитке, которые выпустила Почта России к 90-летию со дня рождения композитора.