«Леди Макбет Мценского уезда»
Дата публикации: 22 января 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
22 января 1934 года в Ленинграде, на сцене Малого оперного театра состоялась премьера оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Композитор сам работал над либретто, основанном на одноименной повести Николая Лескова. Любовная драма из жизни помещиков, пересказанная оперным языком, была благосклонно принята публикой и критикой. Последовали постановки в Москве, Кливленде, Филадельфии, Цюрихе, Нью-Йорке, Праге и Буэнос-Айресе. Однако вскоре в отзывы о непривычно страстной музыке Шостаковича стали проникать осуждающие интонации. Кто-то приписал опере «волны похоти», кто-то добавил термин «порнофония». Через два года постановку посмотрели лидеры Коммунистической партии. В программной статье в газете «Правда» под заголовком «Сумбур вместо музыки» нашлось место и «Леди Макбет». Долгие годы творчество Шостаковича, униженное терминами «формализм» и «натурализм», оставалось в тени созидательного труда более сознательных советских композиторов.
«Когда-то люди создали манеры, теперь манеры создают людей». Эти строки принадлежат английскому поэту-романтику Джорджу Ноэлу Гордону Байрону, который появился на свет 22 января 1788 года. Он был бедным, но все-таки лордом, и остро чувствовал безнадежное несоответствие романтических идеалов и жестокой действительности. Ему приписывают море комплексов, дурной характер, обостренное тщеславие и бесконечный талант. Общеизвестно, что всего за несколько лет Байрон прошел путь от кумира лондонского общества до последнего человека в Англии, и при этом не потерял чувство собственного достоинства. В 19 веке на нем была помешана и Европа, и Россия, он прослыл «властителем дум», его имя стало нарицательным. «Нет я — не Байрон» — мог позволить себе написать Лермонтов и все его понимали. Поэмы лорда были весьма автобиографичны. Но если в начале творчества Байрону была свойственна пронзительная меланхолия, то в поэтической зрелости ее сменила ироничная усмешка. В качестве иллюстрации можно привести такую цитату: «Если бы Лаура была женой Петрарки, разве бы он писал ей сонеты всю жизнь?»
Он говорил о себе: «По крови я грузин, по культуре — скорее русский, а по национальности — петербуржец». 22 января 1904 года в семье известного грузинского композитора родился сын, Георгий Мелитонович Баланчивадзе, куда более известный миру под именем Джордж Баланчин. Он поступил в Императорское хореографическое училище в 1913 году и закончил его через 8 лет, с перерывом на революционную неразбериху, кордебалет Мариинского театра и подработку тапером. В 1924 году во время гастролей Мариинки в Германии, Баланчин решил не возвращаться в Советскую Россию и принял приглашение Сергея Дягилева занять место хореографа в его французском «Русском балете». Собственную труппу под названием «Американский балет» он основал в США в 1935-м, через год она дебютировала на Бродвее. Первые рецензии на балет «Убийство на Десятой авеню» были уничтожающими. Восторги прессы, переполненные залы, многомиллионный грант от Фонда Форда, портрет на обложке журнала «Таймс» — все это пришло после десятилетий упорного труда и непоколебимой веры в себя. Джордж Баланчин стал признанной вершиной американского балета и одним из лидеров неоклассицизма в искусстве.
Последние события
Музыка Шнитке прозвучит в ММДМ
Концерт-приношение к 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке пройдёт в воскресенье в Доме музыки в Москве. Выступят Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России.
В джазе только куклы
В Театре кукол имени Образцова состоялась премьера спектакля по сказке Чуковского «Муха-Цокотуха». Музыкальной основой постановки стали сочинения Александра Цфасмана.
Саратовцы могут поставить штемпель со Шнитке
В Саратовской филармонии в воскресенье состоится торжественная церемония гашения открытки и штемпеля памяти Альфреда Шнитке, которые выпустила Почта России к 90-летию со дня рождения композитора.