«Король Лир» Уильяма Шекспира

Дата публикации: 26 декабря 2020

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
26 декабря 1606 года, в День Святого Стефана, в лондонском дворце Уайтхолл состоялось первое представление трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир». В ней нашла отражение древняя легенда. Прототипом безумного монарха принято считать 11-го короля Британии Леира, правившего за 900 лет до наступления нашей эры. В его семье родились три девочки. Он разделил свои владения на две части и отдал двум льстивым дочерям. Те повыходили замуж и начали претендовать на власть еще при жизни отца. Леир испугался за свою жизнь и сбежал с острова на материк, к третьей, младшей дочери, той, что была праведна и правдива, льстить не стала, отчего, по сути, осталась без наследства. С ее помощью король собрал большое войско, вновь пересек Ла Манш, отвоевал свои земли и сидел на троне еще три года. Шекспир драматизировал исторические события, облек их в поэтическую форму, добавил сумасшествия и сделал главным действующим лицом любовь. Так получилось одно из величайших произведений для мировой сцены и кинематографа.
«Король Лир» Уильяма Шекспира
В такой же вечер в 1831 году на сцене Миланского театра Ла Скала тоже разгорались дохристианские страсти. Зрителям впервые представляли оперу Винченцо Беллини «Норма», впоследствии ставшую эталоном бельканто. Любовный треугольник на фоне римских попыток завоевать Галлию, колдовство, прелюбодейство и предательство, друиды и легионеры, эффектная смерть на жертвенном костре. Драма французского сочинителя Луи-Александра Суме, по которой было написано либретто, называлась «Норма или Детоубийство». В оперной версии название сократили, потому что жрицу изобразили страдающей, но не кровожадной: ее потомство остается в живых. В то время Беллини творил под давлением критики, которая обвиняла его в чрезмерной простоте мелодий и инструментовок. Новая опера была своего рода ответом. Каватину «Casta Diva» композитор переделывал восемь раз, а первая исполнительница заглавной партии, Джудитта Паста, долгое время отказывалась ее петь, поскольку всерьез сомневалась, что справится. «Норма» стала оперной классикой, в ней блистали величайшие мировые сопрано, включая Марию Калас и Монсеррат Кабалье.
Этот музыкант практически не выпускал альбомов под своим именем. Он снискал себе мировую славу продюсера и автора песен. Свои новации в студийной записи он называл «вагнеровским рок-н-роллом». Благодаря ему музыкальных вершин достигли Шер, Тина Тернер и Леонард Коэн. Он был продюсером последнего альбома «Битлз», его идеи сделали многие работы Маккартни, Леннона и Харрисона классикой. Организованный им в 1971 году «Концерт для Бангладеш» стал прообразом всех последующих коллективных выступлений рок- и поп-звезд, будь то поддержка народов Африки или всякого рода протесты. В Зале славы рок-н-ролла он обосновался с 1989 года. В 2009 его приговорили к пожизненному заключению за убийство. 26 декабря 1939 года родился один из самых влиятельных музыкальных продюсеров мира Фил Спектор.

Последние события

Барбара Ханниган возглавит Исландский оркестр

Барбара Ханниган станет музыкальным и художественным руководителем Исландского симфонического оркестра. Она займёт пост в 2026 году.

Вручена Премия Cercle Carpeaux

Россиянка Маргарита Полонская и француз Андриан Матона стали лауреатами ежегодной Премии Cercle Carpeaux. Она вручается артистам Академии Парижской национальной оперы.

Евгения Кривицкая: «„Партитура“ — возможность вписаться в современную концертную практику»

Продолжается приём заявок на III Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура». Конкурс — один из действенных механизмов поддержки молодых авторов, считает член жюри Евгения Кривицкая.