«Бессмертная возлюбленная». Версия вторая: Жозефина и дочь
Дата публикации: 2 декабря 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Уже почти двести лет ученые пытаются разгадать главную тайну жизни Бетховена: личность женщины, которой он написал письмо 6 июля 1812 года, называя ее «Бессмертная возлюбленная». Письмо было найдено после смерти Бетховена, речь в нем идет о страстном романе, вечной верности и планах совместного будущего.
На роль «Бессмертной возлюбленной» специалисты примеряли всех женщин, которые хоть как-то были связаны с Бетховеном. Популярна версия о том, что письмо адресовано Антонии Брентано, дочери богатого венского коллекционера — однако, несмотря на ряд совпадений, в ней есть серьезные нестыковки.
Многие историки видят в роли «Бессмертной возлюбленной» графиню Жозефину Брунсвик. В 1799 году композитор давал ей фортепианные уроки, затем их пути разошлись. Жозефина вышла замуж, родила 4-х детей и овдовела. Они снова встретились через несколько лет — и вспыхнула настоящая большая любовь. Ее свидетельства — письма, найденные в середине прошлого века. Чувства были взаимными, но Жозефина настояла на том, чтобы отношения были платоническими и сохранялись в тайне. Она боялась, что великосветская родня разлучит ее с безродным композитором. Кроме того, органы опеки могли отобрать у Жозефины детей, если бы ее на ее репутацию легла тень.
Бетховен делал всё, чтобы добиться руки Жозефины. Для этого нужен был дворянский титул и солидный доход. Увы, усилия ни к чему не привели. В итоге под давлением родственников Жозефина отказала Бетховену от дома.
Через пару лет она снова вышла замуж. Вскоре в семье начались конфликты, муж угрожал лишить Жозефину прав на детей. В июне 1812 года в ее дневнике появляется план поездки в Прагу, чтобы просить у друзей совета и юридической помощи.
Таким образом, в начале июля Жозефина могла оказаться в столице Чехии, куда приехал Бетховен. Вечер 3 июля он собирался провести со старым знакомым, но не пришел и потом извинялся, ссылаясь на непредвиденные обстоятельства.
Могли ли Бетховен и Жозефина случайно столкнуться в Праге, могла ли эта встреча снова всколыхнуть их чувства? Вполне. Более того, некоторые обороты из письма «Бессмертной возлюбленной» почти дословно совпадают с письмами композитора Жозефине, которую он называл «единственной возлюбленной». Сходятся и биографические детали: упоминания о прошлых отношениях, страданиях и многое другое. А страстное «ты» взамен обращения на «Вы» может означать, что все преграды рухнули. Наконец, точно известно, что в июле 1812 года у Жозефины Брунсвик было любовное свидание: в апреле следующего года она родила дочь, которую назвала Минона. Некоторые ученые полагают, что отцом ребенка был Бетховен, а необычное имя — это шифр, который следует читать справа налево: «аноним». Сохранился единственный портрет Миноны в зрелом возрасте — в нём трудно уловить сходство с Бетховеном. Но это мало что значит.
В «версии Жозефины» не всё гладко. Помимо допущения о том, что мгновенно вспыхнул роман, завершенный 5 лет назад, не найдено никаких следов ее пребывания в Праге и Карлсбаде — в этот город Бетховен адресовал письмо «Бессмертной возлюбленной». По правилам, Жозефина должна была отметиться в полиции. Правда, есть те, кто считает, что в эту поездку она отправилась инкогнито, поскольку собиралась хлопотать о судьбе детей, которых у нее угрожали отнять.
Как бы там ни было, тайна «Бессмертной возлюбленной» Бетховена до сих пор не разгадана.
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.
Последние события
«Я — немецкий композитор из России»
На радио «Орфей» — день Альфреда Шнитке! Советский композитор-авангардист родился ровно 90 лет назад. О пути Альфреда Шнитке — в новых выпусках рубрики Партитура жизни.
Празднование Дня философии можно посмотреть онлайн
Записи концертов ко Всемирному дню философии, который накануне отпраздновали на острове Канта в Калининграде, можно посмотреть на YouTube-канале Кафедрального собора.
Третьяковка на ВДНХ
Третьяковская галерея открыла экспозицию на ВДНХ. Несколько десятков работ советских и современных художников разместили в павильоне № 1 «Центральный».