Сочинитель. Начало

Дата публикации: 5 ноября 2020

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Сочинять Бетховен пытался с первых музыкальных занятий. Но отец, мечтавший сделать из него вундеркинда-виртуоза, эти попытки пресекал. Он заставлял Людвига играть только по нотам и наказывал за импровизации, которые называл «бренчанием» и «пиликаньем». Первым, кто разглядел в мальчике будущего гениального композитора, был его учитель Кристиан Готлоб Неефе. Он добавил к урокам игры на клавире занятия по генерал-басу (сегодня это теория музыки и гармония) и по композиции.
Первое дошедшее до нас сочинение Бетховена — «Девять вариаций на марш господина Дресслера» — Неефе опубликовал за свои деньги. Затем он издал, по его словам, «превосходное сочинение юного одиннадцатилетнего гения» — три клавирные сонаты, посвященные боннскому курфюрсту. К тому времени Бетховену уже исполнилось тринадцать, но Неефе, чтобы впечатлить публику, представил автора совсем юным, убавив ему пару лет. Специалисты отмечают, что музыка сонат — яркая и свежая, хотя местами и угловатая.
Следующим этапным сочинением юного композитора стали фортепианные квартеты, которые по заданию Неефе он написал на основе моцартовских скрипичных сонат. Эти квартеты Бетховен считал учебной работой и никому не показывал. А когда ноты обнаружили после его смерти, то выяснилось: некоторые темы вошли в бетховенские клавирные сонаты, сочиненные в первые венские годы.
Сочинитель. Начало
Когда Бетховену было 16 лет, скончалась его мать, отец большую часть времени уделял вину, а не детям, — и юноше пришлось много работать, чтобы обеспечить себя и младших братьев. Но и в эти годы сочинение не прерывается: Бетховен пишет песни на стихи Гёте, концертные арии, танцевальные оркестровые пьесы, камерные произведения.
После смерти императора Иосифа II Боннское «Общество любителей чтения» заказывает Бетховену кантату в память о монархе, но отвергает готовое произведение как «неподходящее для исполнения». Как считают историки, заказчиков испугали масштаб и сложность кантаты, которая выходила за рамки так называемой «поминальной музыки». Хотя сочинение не было исполнено, оно наделало много шуму, и вскоре Бетховену снова заказывают кантату — теперь уже хвалебную, по случаю коронации нового императора Леопольда II. Увы, и это произведение не пришлось тогда ко двору.
Понимая, что в провинциальном Бонне его талант погибнет, Бетховен уговаривает Гайдна взять его в ученики и приезжает в Вену, чтобы брать уроки у знаменитого маэстро. После года занятий Гайдн отсылает боннскому курфюрсту в качестве отчета бетховенские произведения: Октет для духовых, вариации, квинтет, фугу и концерт для гобоя оркестром. Почти все они утеряны, однако сохранился отзыв Гайдна: «И знатоки, и любители должны признать по ним, что со временем Бетховен займёт место одного из крупнейших композиторов Европы, а я буду гордиться правом именовать себя его учителем».
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.

Последние события

Пасхальный поезд готовится к отправлению

ХХIII Московский Пасхальный фестиваль стартует 25 апреля. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева посетит 24 города — от Петербурга до Новосибирска.

Второй день Балтийского культурного форума

Первое совместное заседание представителей музыкальных музеев России и Китая состоялось на Балтийском культурном форуме. Сессию «Россия-Китай. Музыка, которая объединяет» открыл Михаил Брызгалов.

Проект «Пушкин и театр» проедет по России

Национальный выставочный проект «Пушкин и театр», который Бахрушинский музей открыл в Псковском музее-заповеднике, покажут в в Казани, Рязани и Москве, а также в Азербайджане и Австрии.