Пианист

Дата публикации: 30 октября 2020

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Среди них был аббат Франц Штеркель, который славился на всю Германию виртуозной игрой в так называемом «жемчужном» стиле: когда каждая нотка подобна безупречно отшлифованной драгоценности. Бетховен с друзьями побывал у него в гостях в ходе путешествия по Рейну в составе придворной капеллы. Штеркель продемонстрировал свою игру, а затем раззадорил Бетховена, сказав, что видел ноты его вариаций — и они настолько сложны, что автор вряд ли сможет исполнить их по памяти. Бетховен вызов принял. Он сыграл свою музыку без нот и добавил к исполнению несколько изящных импровизаций. В них он спародировал галантно-женственную, ажурно-воздушную манеру игры Штеркеля. Маститый виртуоз был обескуражен.
Позже, уже в Вене, Бетховен посрамил другого аббата — Йозефа Гелинека. В ходе состязания тот собирался проучить молодого выскочку, но после поединка признал: «Это не человек! Это черт! Он способен переиграть хоть кого!».
Еще одной жертвой Бетховена стал виртуоз и композитор Даниэль Штайбельт. Он иронически высказался о бетховенских произведениях, а затем сыграл импровизацию, явно выученную заранее. В ответ Бетховен сел за инструмент, поставив перед собой ноты квинтета Штайбельта вверх ногами и сымпровизировал на эту «перевернутую» тему. Униженный Штайбельт сбежал из зала и поклялся больше никогда не выступать в присутствии Бетховена.
Один из современников опубликовал такой отзыв на выступления молодого Бетховена: «Великое виртуозное дарование этого милого, чистосердечного человека проявляется, по моему мнению, в почти неистощимом богатстве идей, в неизменно узнаваемом характерном и выразительном стиле его игры и в великолепном исполнительском мастерстве».
Пианист
Подтверждая статус Бетховена как короля венских пианистов, вдова Моцарта, Констанца пригласила его исполнить сольную партию в клавирном концерте Вольфганга Амадея на вечере, посвященном памяти ее супруга.
В возрасте 25 лет Бетховен-пианист совершил триумфальное турне, выступив в Дрездене, Лейпциге, Берлине и Праге. Этот тур принес ему восторги публики, хвалебные рецензии и солидные деньги.
За редким исключением, Бетховен исполнял только собственную музыку. Очевидцы отмечали властный, мужественный, предельно выразительный стиль его игры, с которым не мог сравниться ни один пианист той эпохи.
Прогрессирующая глухота заставила Бетховена сократить выступления, а потом и вовсе оборвала его исполнительскую карьеру. Тем не менее, в памяти современников он остался как музыкант, перевернувший представления об игре на фортепиано.
Символом признания Бетховена-пианиста стал рояль, который подарила ему британская фирма «Бродвуд». Он был изготовлен по специальному заказу, с корпусом из красного дерева, особой механикой и считался лучшим в мире. Увы, композитор, к тому времени почти полностью потерял слух и не мог в полной мере насладиться звучанием великолепного инструмента.
На основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.

Последние события

«Моим подданным необходимы развлечения»

Премьера обновлённого семейного балета «Чиполлино», созданного по мотивам сказки Джанни Родари, состоялась на сцене Новосибирского театра оперы и балета.

Двойник Йонаса Кауфмана

Тенор Йонас Кауфман выпустил новый альбом «Двойник», записанный с пианистом Хельмутом Дойчем. Среди бонус-треков — песни Шумана, которые исполнил в 1994 году тогда никому неизвестный 25-летний певец.

День города в Царицыне

Особую программу празднования 878-летия Москвы подготовили в музее-заповеднике «Царицыно», который в этом году отмечает 250 лет со дня основания.

Поиск по сайту