Эммерих Коппштейн
Дата публикации: 24 октября 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
24 октября 1882 года в небольшом городке на берегу озера Балатон родился Эммерих Коппштейн. Имре Кальманом он назвался еще в гимназии, в Будапештской музыкальной академии учился на пианиста, но артрит заставил переквалифицироваться в композитора. Романсы и симфонические произведения особого успеха не имели, зато цикл его песен получил Большую премию Будапешта. Тогда и возникла счастливая идея взяться за музыкальные комедии. Оперетты Имре Кальмана, весёлые, воздушные, блестящие, обрели такую популярность, что во время Первой мировой войны их ставили даже на фронте. Кальман был дважды женат, его последняя любовь, Вера Макинская, была родом из Перми. Их знакомство произошло в одном из венских кафе. Между 46-летним композитором и 17-летней статисткой вспыхнули чувства, свадьбу сыграли в 1928 году. Именно ей, своей Верушке, спустя два года маэстро посвятил «Фиалку Монмартра». Они развелись в Нью-Йорке, куда переехали, спасаясь от нацизма. После смерти бывшего мужа Вера Кальман учредила фонд памяти композитора и до конца жизни от имени Имре Кальмана помогала молодым талантливым музыкантам.
Согласно некоторым историческим свидетельствам, в этот день в 1658 году театральная труппа под руководством Жана-Батиста Мольера выступила в Лувре перед французским королем Людовиком XIV. Фарс «Влюбленный доктор» имел успех и решил судьбу комедианта и драматурга. Мольера, сына обойщика, король сделал придворным, его близости к монарху завидовали принцы. Этот, пожалуй, ярчайший из Людовиков, первым превратил театр в инструмент политического влияния, ведь в XVII веке французы посещали его столь же регулярно, сколь и церковь. В течение десяти ближайших лет Мольер поставил при дворе более 20 пьес, три четверти из которых написаны по приказу короля. В некоторых пьесах монаршее участие было даже сродни авторскому. Драматургия откликалась на актуальные события, окрашивая их в нужный Людовику цвет, формировала взаимоотношение между слоями и сословиями, направляла общество в выбранном направлении. А многолетний запрет на комедию Мольера «Тартюф» со стороны и церковных, и светских властей подтвердил, сколь велико тогда было влияние театра.
«Далеко не всякое собрание поющих можно назвать хором». Эти слова приписывают Павлу Чеснокову, композитору, дирижеру, одному из крупнейших представителей русской хоровой культуры конца XIX — начала XX века. Он родился в подмосковном селе Ивановское 24 октября 1877 года. Для сына церковного регента учеба в Московском Синодальном училище была логичным продолжением семейного дела. Хормейстерская деятельность Чеснокова началась в Московской церкви Косьмы и Демьяна, когда ему исполнилось 23 года. Накануне Революции он уже стоял во главе Русского хорового общества. В то же время он стал признанным сочинителем духовной музыки: всего насчитывается около пятисот принадлежащих ему хоровых произведений. Теоретическую работу Павла Чеснокова «Хор и управление им» относят к разряду энциклопедических и поныне считают своеобразной библией хоровых дирижеров.
Последние события
Празднование Дня философии можно посмотреть онлайн
Записи концертов ко Всемирному дню философии, который накануне отпраздновали на острове Канта в Калининграде, можно посмотреть на YouTube-канале Кафедрального собора.
Третьяковка на ВДНХ
Третьяковская галерея открыла экспозицию на ВДНХ. Несколько десятков работ советских и современных художников разместили в павильоне № 1 «Центральный».
Ученики Академии русского балета имени Вагановой выступят в Кремле
Балет «Щелкунчик» в исполнении учеников Академии русского балета имени Вагановой под руководством Николая Цискаридзе покажут в Государственном Кремлёвском дворце 18 и 19 декабря.