Гайдн и политика

Дата публикации: 30 августа 2020

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Впервые примерить на себя учительскую мантию Гайдну пришлось в семнадцатилетнем возрасте. Когда тебя из-за возрастной мутации голоса выгоняют из церковного хора на улицы Вены, репетиторство — один из немногих способов прокормиться.
По мере роста популярности преподавательство из разряда «острой необходимости» перекочёвывало в категорию «дополнительного, очень неплохого, заработка». Безусловно, маэстро также ощущал душевную потребность поделиться знаниями, опытом и талантом с одарёнными последователями. Количество формальных учеников Гайдна не поддаётся исчислению. Бывали среди них и такие, кто брал у великого мастера лишь один урок и только ради того, чтобы потешить своё тщеславие. Но среди тех, с кем маэстро занимался всерьёз, были весьма яркие музыканты.
В первую очередь упоминания достоин Игнац Йозеф Плейель (или Плайль, если читаем его фамилию на австрийский манер). Пятнадцатилетним юношей он приехал в Вену из родного Рупперсталя. Его игра на клавесине была столь совершенна, что он довольно скоро обрёл богатых покровителей, оплативших учёбу. Гайдну довелось преподавать молодому дарованию композицию. Музыка Плейеля (Плайля) пользовалась успехом в конце XVIII века. Но больше прославили его предпринимательские достижения: фортепьяно французской фабрики «Плейель», основанной в 1807 году в пригороде Парижа, восхитительно звучат и по сей день.
С Бетховеном Гайдн впервые встретился в Бонне, куда он заезжал по пути из Лондона. Их совместные занятия начались в Айзенштадте летом 1793 года. Бетховену очень хотелось изучать контрапункт. Но Гайдн увлекал его к большим формам. Маэстро относился к талантливому ученику снисходительно, воспринимал его с высоты собственного возраста и славы. При этом всегда проявлял к Бетховену дружеское расположение, беспокоился о его карьере и даже участвовал в его первом венском концерте. И всё-таки было в этом молодом человеке что-то мрачное, властное, даже странное, что беспокоило ясную натуру Йозефа Гайдна. Сам Бетховен первое время утверждал, что маэстро был к нему не слишком внимателен, и он мало чему научился, но позже признавал, что совершил бы много чудачеств без его добрых советов.
Большинство историков сходятся во мнении, что любимым учеником Гайдна был Сигизмунд фон Нойком. Он застал последние годы великого композитора, высоко чтил его и был с ним рядом до самой смерти. Маэстро в то время занимался крупными формами — ораториями и мессами — и, бывало, доверял своему способному подмастерью доработать некоторые фрагменты. Вообще, в их отношениях, которые часто называют дружбой, доверия было очень много. Именно Нойком повёз в Петербург послание Гайдна Марии Фёдоровне Романовой, вдове российского императора Павла I. Верность своему учителю ученик хранил всю жизнь. Судьба бросала его по миру: из России во Францию, затем в Бразилию, Португалию, Италию и Алжир. И везде Нойком весьма последовательно популяризировал творчество Гайдна
Гайдн и политика
Открытка времен Первой мировой войны: Гайдн и сочиненная им фольклорная песня, используемая в политической пропаганде того времени © IHS-0048-AK
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.

Последние события

Камерный концерт в музее

Финалисты проекта «Счастье выступать с оркестром» выступят 29 ноября Историческом музее. Концерт пройдёт в сопровождении камерного коллектива «Art Incognito» под руководством Петра Гладыша.

В музее Скрябина празднуют День матери

Выставку «Нежна и неистова — Скрябина» подготовили в Мемориальном музее композитора ко Дню матери 24 ноября. Частью праздничной программы станут лекция и фортепианный концерт.

Церемония открытия Третьих открытых молодёжных Арктических Дельфийских игр

Медиаплатформа «Орфей» покажет церемонию открытия Третьих открытых молодёжных Арктических Дельфийских игр. Смотрите прямую трансляцию из «Лузалес-Арены» Сыктывкара 23 ноября в 18:00.