Гайдн и публика
Дата публикации: 27 августа 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гайдн — это прежде всего камерная музыка. Изрядная часть его сочинений была предназначена для исполнения в небольших залах перед немногочисленной аудиторией. Так было, когда он работал у графа Морцина. Во время службы у князей Эстерхази его публику составляли члены монаршей фамилии, их гости и придворные.
Ярким примером «домашней» музыки Гайдна служат его струнные квартеты. Композитора часто называют родоначальником этого жанра. По подсчётам щедрых исследователей, он создал 83 таких произведения. Свои первые симфонии Гайдн писал для оркестра, состоявшего из 14-15 музыкантов (большим составом исполнителей он в то время не располагал).
Круг потребителей его музыки существенно расширился, когда в летней резиденции князей Эстерхази на озере Нойзидлер в 1768 году был построен и оборудован оперный театр. Его зал вмещал 400 человек. На маэстро возложили обязанности директора, которые ему приходилось совмещать с написанием музыки к драмам и комедиям. В театр допускались все, даже крестьяне, при условии, что они будут одеты подобающим образом. Среди публики было много путешественников. Слухи о прекрасной музыке, которая звучит при дворце венгерских правителей, вполне эффективно распространялись по Европе и притягивали новых зрителей. Состоятельные туристы, восхищённые оперными постановками в Эстерхазе, увозили с собой не только впечатления, но и ноты, тем самым привлекая к творчеству Гайдна всё больше внимания.
А иной раз маэстро приходилось сочинять для одного конкретного человека. Князь Миклош Эстерхази был чрезвычайно увлечён игрой на баритоне. Этот музыкальный инструмент из семейства виол отличается двойным набором струн: основной ряд звучит под воздействием смычка, а второй, проходящий под грифом, не только пассивно резонирует, но и позволяет исполнителю аккомпанировать, используя пиццикато. Играть на баритоне непросто, осваивали его немногие. Для этого раритета Гайдн создал около 150 произведений.
В XVIII веке домашнее музицирование было одной из самых распространённых форм досуга. Естественно, среди тех, кто мог позволить себе подобное времяпрепровождение. Когда Гайдну разрешили распространять свою музыку за пределы княжеского двора, издатели не упустили возможности заработать на его камерных произведениях, публикуя ноты. Однако аудитория желала воспроизводить дома не только малые формы. Композитор пошёл ей навстречу и переработал для клавира свои симфонии.
Музыка Гайдна обрела новые краски во время его лондонских выступлений. На смену дворцовым покоям пришли большие залы. Публика покупала достаточно дорогие билеты на его концерты, совершенно незнакомые люди выражали эмоции, которые не были скованы придворным этикетом. Даже струнные квартеты зазвучали здесь иначе. И Гайдн стал развивать этот жанр с учётом исполнения в объёмных помещениях при большом скоплении народа.
Бальтазар Виганд: Последнее появление Йозефа Гайдна на публике в рамках исполнения написанной им оратории «Сотворение мира» в зале Старого Венского университета 27 марта 1808 года. Акварель, 1808 — Фотографическая печать 1909 года © Личная коллекция Вальтера Райхера
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.
Последние события
В музее Скрябина празднуют День матери
Выставку «Нежна и неистова — Скрябина» подготовили в Мемориальном музее композитора ко Дню матери 24 ноября. Частью праздничной программы станут лекция и фортепианный концерт.
Церемония открытия Третьих открытых молодёжных Арктических Дельфийских игр
Медиаплатформа «Орфей» покажет церемонию открытия Третьих открытых молодёжных Арктических Дельфийских игр. Смотрите прямую трансляцию из «Лузалес-Арены» Сыктывкара 23 ноября в 18:00.
«Золотой витязь» отметит лучших
Форум «Золотой витязь» назовёт лауреатов театрального смотра в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. В торжестве участвует Академический оркестр русских народных инструментов имени Некрасова.