Венгерский Версаль

Дата публикации: 22 августа 2020

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Меньше года служил Гайдн под началом князя Пала Эстерхази. В 1762 на венгерский престол восходит брат Пала Миклош по прозвищу Великолепный. Так в народе отозвалась его страсть к роскоши и дорогостоящим развлечениям, самое заметное среди которых — «венгерский Версаль».
Новый монарх питал необъяснимую привязанность к своему охотничьему замку Шюттер на южном берегу озера Нойзидлер. Места здесь были болотистые, озеро зачастую затопляло окрестности, а летом жизнь портила жара и полчища комаров. И всё же князь Миклош, восхищённый королевской резиденцией в Париже, вознамерился именно здесь основать своё великосветское чудо. Болота осушили, построили плотины, и уже к 1766 году в роскошном дворце Эстерхаз можно было начинать жить и развлекаться. Для жизни предназначались 126 гостевых комнат, для развлечения не только был оборудован специальный концертный зал, но и построено отдельное здание театра на 400 мест.
В том же году Гайдн получил титул обер-капельмейстера. По его указанию расширили состав княжеского оркестра до двадцати двух человек и увеличили хор, наняв лучших певцов. Маэстро получил в своё распоряжение музыкантов высочайшего класса, и слава об Эстерхазе, где отныне звучала превосходная музыка, разнеслась по всей Европе. Австрийская императрица Мария Терезия говаривала в ту пору: «Если я хочу послушать хорошую оперу, то направляюсь в Эстерхаз». Для венгерской аристократии жизнь здесь была сплошным праздником, состоящим из охотничьих забав, пиров, балов, фейерверков и разнообразных представлений. Одних только опер ставилось до ста двадцати в сезон, так что работы у обер-капельмейстера было хоть отбавляй. Не следует забывать, что в обязанности Гайдна входило и сочинение музыки.
Изначально было запланировано, что венгерский двор будет проводить зиму в Вене, весну и осень — в замке в Айзенштадте, а «венгерский Версаль» должен был принимать князей и их свиту только летом. Но Миклош Эстерхази так любил своё детище, что порой задерживался на берегах озера Нойзидлер до ноября. Рассказывают, будто в конце одного такого затянувшегося сезона музыканты и певцы начали упрашивать Гайдна придумать, как бы всем поскорее разъехаться по домам. Ведь им не позволялось брать семьи в летнюю княжескую резиденцию. И маэстро сочинил для монарха музыкальный намёк. Представленная вскоре симфония состояла из пяти частей. Финал, вопреки традиции, был выдержан в медленном темпе, и развитие в нём шло по нисходящей. Музыка исполнялась при свечах, закреплённых на пюпитрах. Оркестранты один за другим заканчивали свои партии, гасили свечи и уходили со сцены. Сначала зал покинули духовые, за ними потянулись струнные… Последние такты доигрывали сам Гайдн и первая скрипка Луиджи Томазини. Князь Миклош благосклонно воспринял этот творческий демарш и приказал всем собираться. С тех пор Симфония № 45 фа-диез минор носит неофициальное название «Прощальная».
Венгерский Версаль
Бергкирхе (дословный перевод «Церковь в горах») в Айзенштадте, рисунок Михаэля Майра, 1826, акварель, перо и тушь
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте

Последние события

Густаво Дудамель о причинах ухода из Парижской оперы

Густаво Дудамель дал интервью французской газете Le Monde. Он рассказал, почему год назад покинул пост музыкального руководителя Парижской оперы.

Продолжается Всемирный форум по межкультурному диалогу

VI Всемирный форум по межкультурному диалогу проходит в Баку. На протяжении нескольких дней идут панельные дискуссии, которые посвящены решению важнейших глобальных проблем.

Достаём мобильные телефоны

Бирмингемский симфонический оркестр разрешил публике пользоваться на концертах мобильными телефонами, чтобы делать фотографии и снимать короткие видео.