Табула седьмая. Муки и радость любви
Дата публикации: 18 февраля 2025
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Посетителей одного из баров на Манхэттене каждый вечер развлекал пианист. За чаевые обычно играл пару вещей — «Муки любви» и «Радость любви». Сочинивший их Фриц Крейслер стал частым гостем заведения. К этому времени он уже завершил концертную деятельность длинною в 70 с лишним лет. Почти половину из них Крейслер скрывал авторство этих популярных пьес. Когда его спрашивали, почему так поступил, лишь пожимал плечами, давая повод покопаться в биографии.
Если ты родился в Вене, и твоим соседом был «король вальсов» Иоганн Штраус, велик соблазн попробовать себя в сочинительстве, закружить мелодию в танце и воспеть любовь во всех её проявлениях. Но есть риск показаться старомодным, когда в тренде авангард, ломающий гармоничные созвучия на диссонансные осколки. Композиторский дебют скрипача-виртуоза Крейслера начался с головокружительной мистификации: свои пьесы он подписывал именем музыкального «дедушки» Штрауса, родоначальника венского вальса Йозефа Ланнера. «Прикрывшись плащом» уважаемого коллеги, Крейслер обезопасил себя от возможного провала. Но лишился авторских отчислений. В период Великой депрессии подсчитал упущенную выгоду и решил признаться в обмане.

На исповедь отправился к музыкальному критику «Нью-Йорк Таймс» Олину Даунсу, известному пропагандисту «чистой» классики. В его лице нашёл понимающего собеседника. Крейслер объяснял, мол, ничего предосудительного не совершил — лишь хотел поделиться со слушателями чувственной красотой звуков и мощью человеческих страстей, заложенных высшими силами природы.
Таблоиды назвали интервью скандальным, серьёзные издания — смелым поступком творца. На волне острой дискуссии «Муки любви» и «Радость любви» обрели небывалую узнаваемость и стали шлягерами. Написанные изначально для скрипки, пьесы обросли переложениями для других инструментов. Их играли не только на фортепиано, но и на трубе, кларнете и гобое, ударники отстукивали молоточками на маримбе, а уличные артисты пиликали на губной гармошке. Крейслер не считал себя заложником музыкальной истерии: что плохого в том, что официант манхэттенского бара, подавая ему чашку крепкого чёрного кофе с любимым песочным печеньем по-венски, мурлыкал себе под нос прилипчивые мотивы.
Последние события
Михаил Швыдкой получил орден
Владимир Путин вручил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени своему спецпредставителю по международному культурному сотрудничеству Михаилу Швыдкому. Церемония вручения наград прошла в Кремле.
РНО дал концерт в Абу-Даби
Российский национальный оркестр под руководством Дмитрия Юровского выступил в Национальном театре Абу-Даби. Концерт состоялся 3 ноября в рамках Дней культуры России в Объединённых Арабских Эмиратах.
Новую песню 99-летнего Зацепина представили в Москве
Новую песню 99-летнего Александра Зацепина представили в День народного единства в Национальном центре «Россия» на гала-концерте проекта «Современная музыкальная карта России.


