Табула четвёртая. Не лёгкий жанр

Дата публикации: 8 февраля 2025

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
По количеству кабаре дореволюционный Харьков если и уступал Парижу, то немного: почти на каждом фонарном столбе красовались афиши с призывно улыбающимися длинноногими танцовщицами в оборчатых пачках. Десятилетний Исаак Дунаевский, гуляя по большому городу, не пропускал ни одной юбки. Он казался себе взрослым после того, как покинул родительский дом в местечковом Лохвице, чтобы поступить на учёбу в училище при Императорском музыкальном обществе.
Исаак с гордостью носил форменную курточку с золочёными пуговицами и бархатными лирами в петлицах, вызывая внешним видом восхищение дам. Поклонниц могло быть больше, если бы профессора не запрещали студентам посещать развлекательные представления. В «чёрный» список попали и обожаемые Исааком оперетты. Самые популярные арии из них он по памяти играл на рояле. Когда был в ударе, то непременно исполнял свой коронный номер «Ради женщин я готов пойти на всё…»
Табула четвёртая. Не лёгкий жанр
Революция отменила не только канканы, но и романтику чувств. Можно несколько дней не есть, не спать, но как прожить хотя бы час без любви? Дунаевский написал первую в Советском Союзе лирическую оперетту. Название «Золотая долина» отсылало к живописным предгорьям Кавказа, где возводилась цветочная плантация руками молодых девушек и парней. Композитор собрал яркий музыкальный букет из маршей и вальсов, народных песен и романсов. Принимающая комиссия, похоже, не поняла, что оперетта воспевала не ударную стройку на родине Вождя народов, а искренние переживания обыкновенных людей. Иначе бы в 1937 Дунаевского наказали за идеологический нигилизм.
Пройдут годы, и обвинённый в космополитизме композитор возьмётся за переделку «Золотой долины», чтобы доказать всем, что любовь продолжает править миром. Но финал первого акта предательски не получался. В поисках вдохновения Дунаевский перелистал партитуры классиков и вспомнил, как в Харьковской консерватории изучал композицию на примере симфоний Бетховена. Их величественная мощь, казавшаяся тогда умозрительной, обожгла сердце зрелого мастера и помогла найти нужную гармонию. С самим собой. Нежелание театров ставить «Золотую долину» обернулось для Дунаевского личной трагедией — оперетта увидела свет лишь после его кончины.

Последние события

В Петербурге стартует «Бродский Drive»

XI Международный музыкальный фестиваль «Бродский Drive» открывается 11 июля в Петербурге. Смотр соберёт любителей джаза в Шереметевском саду, рядом с Музеем Анны Ахматовой.

Мельница «Мулен Руж» снова вращается

Крылья мельницы знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» вновь начали вращаться спустя более года после обрушения старой конструкции. 10 июля состоялся торжественный запуск обновлённых лопастей.

Наследники традиций русской вокальной школы

Финальный тур XI Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой начинается 11 июля в Санкт-Петербурге. Участвуют 70 певцов из России, Белоруссии и Канады.

Поиск по сайту