«Светит, да не греет»

Дата публикации: 18 января 2025

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Премьера спектакля по пьесе Островского и Соловьёва «Светит, да не греет» появилась в афише Малого театра в конце 23-го года, с тех пор её играют на сцене Филиала на Большой Ордынке 1-2 раза в месяц. Но по-другому вряд ли возможно, имея в виду, что на две большие сцены в репертуаре — почти 50 спектаклей. Чаще и не разойтись. А поскольку на главные роли в спектакле два состава, получается, что некоторые артисты в этом спектакле играют раз в два месяца, — конечно, если я правильно посчитал.
Хотя в программке ясно написано, что режиссёром-постановщиком спектакля был Владимир Михайлович Бейлис, глядя на сцену, думаешь, что «старики» играют кто во что горазд и как Б-г на душу положит. И это — прекрасно! Молодые актёры тоже играют кто во что горазд. И это, может, не ужасно, но гораздо хуже.
«Светит, да не греет»
Я бы посоветовал всем, кто ценит в театре высокие традиции, спешить в Филиал Малого, чтобы посмотреть и оценить интонации, пластику, каждый вздох, каждый взгляд, поворот головы… села, встала, покачала головой… как, из каких мелочей складывается характер в эпизодической, даже проходной роли Степаниды, дворовой бабки в имении героини, Анны Владимировны Ренёвой. Её играет Ольга Александровна Чуваева, которая — не скажу, в каком году родилась, скажу, что Щепкинское училище окончила в 1956-м и с тех пор, то есть без малого 70 лет, служит в Малом театре. Тут — вся судьба, история длинной жизни, — я не об актрисе говорю в данном случае, а об её героине. Думаю, спроси у Чуваевой, чем занималась её Степанида в первую половину дня, до того, как вышла с самоваром, она по минутам разложит все дела. Так она играет!
Или — уже из числа более-менее главных героев — Худобаев, пожилой сосед всё той же Ренёвой, которого безо всяких вторых составов играет народный артист России Владимир Алексеевич Дубровский. По меркам Малого театра он — актер среднего возраста, да, честно говоря, глядя, с какой ловкостью он падает на колени перед Ренёвой, делая ей предложение, а потом, играючи, поднимается, иначе и не скажешь. И снова: удовольствие отмечать каждый жест, каждый взгляд, подробность в изображении этого когда-то важного чиновника, на старости лет задумавшегося наконец о женитьбе и некстати остановившего свой выбор на ближайшей соседке. Зал и реагирует на его игру, оживая при каждом выходе артиста.
Вспоминая одну известную эпиграмму, можно сказать, что Дубровский всегда играет одинаково, но одинаково хорошо. И это правда.
Землевладелица Ренёва здесь — как ещё ненаписанная Раневская: приехала из Парижа и собирается обратно, ей, как потом и Раневской, одна забота — имение продать, чтобы было на что вести там в Париже беззаботную жизнь, но попутно она разрушает счастье попавшей ей на глаза молодой пары и на полях новой драмы разыгрывается трагедия в духе уже написанной Островским «Грозы». Тут надо сказать, что «Светит, да не греет» — последняя из четырёх мелодрам, написанных Александром Николаевичем Островским в соавторстве с Николаем Яковлевичем Соловьёвым. Соавторство это было для обоих трудным, тем не менее, даже «Светит, да не греет» более или менее регулярно появляется на нашей сцене, а «Женитьба Белугина» и «Дикарка» до сих пор, то есть почти полтора столетия, входят в число популярных репертуарных названий.
Но если молодая героиня — та самая, которая по следам Катерины из «Грозы» бросается в речной омут, — Ольга Василькова в исполнении Анны Шишкиной своим юным обаянием и свежестью вызывает сострадание, то Ренёва, которую в моём спектакле играла Полина Лоран, сильно загримированная, одетая в «заграничное» платье, увы, так и осталась яркой деталью богатой обстановки Малого театра. Ни симпатии, ни антипатии, ни других живых чувств она так и не вызвала. На сцене вокруг неё одинаково невнятно суетятся лишь на первый взгляд разные мужчины — сосед Залешин (Василий Зотов), управляющий Дерюгин (Олег Доброван), Рабачёв (Дмитрий Кривошеев), только на словах любящий Олю Василькову, которую у нее на глазах он предаёт, причем делает это не однажды, пока Ренёва забавляется с ним, как с игрушкой. При таком раскладе горничная Ренёвой, единственное желание которой — вернуться с хозяйкой в вожделенную заграницу, — персонаж куда более понятный. Понятно, что ей заграницей, имея в виду все нам известные слагаемые, точно ничего хорошего не светит.

Последние события

Праздник ЦМШ добрался до западной точки

Центральная Музыкальная Школа — Академия Исполнительского Искусства продолжает отмечать юбилей. Музыкальный фестиваль «ЦМШ-90! Москва-Калининград» пройдёт с 11 по 13 февраля.

Кино и живопись

Фестиваль «Кино как искусство. Искусство в кино» пройдёт в Третьяковской галерее с 13 по 23 февраля. После Москвы показы запланированы в филиалах музея в Самаре, Калининграде и Владивостоке.

Повышение жизненной активности

Власти Санкт-Петербурга утвердили введение музейных сертификатов на 1,5 тысячи рублей для пожилых людей. Программа начнёт действовать с 1 марта.