«Светит, да не греет»
Дата публикации: 18 января 2025
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Премьера спектакля по пьесе Островского и Соловьёва «Светит, да не греет» появилась в афише Малого театра в конце 23-го года, с тех пор её играют на сцене Филиала на Большой Ордынке 1-2 раза в месяц. Но по-другому вряд ли возможно, имея в виду, что на две большие сцены в репертуаре — почти 50 спектаклей. Чаще и не разойтись. А поскольку на главные роли в спектакле два состава, получается, что некоторые артисты в этом спектакле играют раз в два месяца, — конечно, если я правильно посчитал.
Хотя в программке ясно написано, что режиссёром-постановщиком спектакля был Владимир Михайлович Бейлис, глядя на сцену, думаешь, что «старики» играют кто во что горазд и как Б-г на душу положит. И это — прекрасно! Молодые актёры тоже играют кто во что горазд. И это, может, не ужасно, но гораздо хуже.

Я бы посоветовал всем, кто ценит в театре высокие традиции, спешить в Филиал Малого, чтобы посмотреть и оценить интонации, пластику, каждый вздох, каждый взгляд, поворот головы… села, встала, покачала головой… как, из каких мелочей складывается характер в эпизодической, даже проходной роли Степаниды, дворовой бабки в имении героини, Анны Владимировны Ренёвой. Её играет Ольга Александровна Чуваева, которая — не скажу, в каком году родилась, скажу, что Щепкинское училище окончила в 1956-м и с тех пор, то есть без малого 70 лет, служит в Малом театре. Тут — вся судьба, история длинной жизни, — я не об актрисе говорю в данном случае, а об её героине. Думаю, спроси у Чуваевой, чем занималась её Степанида в первую половину дня, до того, как вышла с самоваром, она по минутам разложит все дела. Так она играет!
Или — уже из числа более-менее главных героев — Худобаев, пожилой сосед всё той же Ренёвой, которого безо всяких вторых составов играет народный артист России Владимир Алексеевич Дубровский. По меркам Малого театра он — актер среднего возраста, да, честно говоря, глядя, с какой ловкостью он падает на колени перед Ренёвой, делая ей предложение, а потом, играючи, поднимается, иначе и не скажешь. И снова: удовольствие отмечать каждый жест, каждый взгляд, подробность в изображении этого когда-то важного чиновника, на старости лет задумавшегося наконец о женитьбе и некстати остановившего свой выбор на ближайшей соседке. Зал и реагирует на его игру, оживая при каждом выходе артиста.
Вспоминая одну известную эпиграмму, можно сказать, что Дубровский всегда играет одинаково, но одинаково хорошо. И это правда.
Землевладелица Ренёва здесь — как ещё ненаписанная Раневская: приехала из Парижа и собирается обратно, ей, как потом и Раневской, одна забота — имение продать, чтобы было на что вести там в Париже беззаботную жизнь, но попутно она разрушает счастье попавшей ей на глаза молодой пары и на полях новой драмы разыгрывается трагедия в духе уже написанной Островским «Грозы». Тут надо сказать, что «Светит, да не греет» — последняя из четырёх мелодрам, написанных Александром Николаевичем Островским в соавторстве с Николаем Яковлевичем Соловьёвым. Соавторство это было для обоих трудным, тем не менее, даже «Светит, да не греет» более или менее регулярно появляется на нашей сцене, а «Женитьба Белугина» и «Дикарка» до сих пор, то есть почти полтора столетия, входят в число популярных репертуарных названий.
Но если молодая героиня — та самая, которая по следам Катерины из «Грозы» бросается в речной омут, — Ольга Василькова в исполнении Анны Шишкиной своим юным обаянием и свежестью вызывает сострадание, то Ренёва, которую в моём спектакле играла Полина Лоран, сильно загримированная, одетая в «заграничное» платье, увы, так и осталась яркой деталью богатой обстановки Малого театра. Ни симпатии, ни антипатии, ни других живых чувств она так и не вызвала. На сцене вокруг неё одинаково невнятно суетятся лишь на первый взгляд разные мужчины — сосед Залешин (Василий Зотов), управляющий Дерюгин (Олег Доброван), Рабачёв (Дмитрий Кривошеев), только на словах любящий Олю Василькову, которую у нее на глазах он предаёт, причем делает это не однажды, пока Ренёва забавляется с ним, как с игрушкой. При таком раскладе горничная Ренёвой, единственное желание которой — вернуться с хозяйкой в вожделенную заграницу, — персонаж куда более понятный. Понятно, что ей заграницей, имея в виду все нам известные слагаемые, точно ничего хорошего не светит.
Последние события
Владимир Путин утвердил Основы языковой политики России
Владимир Путин утвердил Основы государственной языковой политики России. Документ направлен на сохранение, развитие, поддержку и продвижение русского языка.
Сериал «Трудно быть Богом» снимут в кинопарке «Москино»
Площадка для сериала «Трудно быть Богом», которую строят в кинопарке «Москино», станет самой большой декорацией в России. Натурные и интерьерные локации займут 6 гектаров.
Бархатов работает в Риме
Оперу Моцарта «Дон Жуан» ставит в Римском оперном театре Василий Бархатов. Премьера состоится 20 июля на уникальной исторической площадке — в Базилике Максенция.