Знакомство с новым роялем

Дата публикации: 30 ноября 2024

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Многие музыканты всегда играют на своём собственном инструменте, носят с собой скрипку, флейту, фагот, даже большую виолончель. Контрабасисты, правда, контрабас носят редко, обычно ограничиваются только смычком, зато — своим!
Но только не пианисты. Пианисты, наоборот, обязаны каждый раз знакомиться с новым инструментом. Иногда для этого есть достаточное время, а иногда нужно успеть познакомиться буквально за несколько минут. Как же всё это происходит?
Я прихожу в концертный зал, на сцене стоит рояль. Редкий случай, когда предлагают на выбор несколько равноценных роялей; чаще в зале есть основной, лучший инструмент. А уж если есть выбор из нескольких одинаково хороших, как это бывает на конкурсах, то в известном смысле лучше бы и не было этого выбора: очень сложно выбрать лучшее из очень хорошего.
Знакомство с новым роялем
Итак, вот передо мной рояль, я сажусь, настраиваю удобную высоту банкетки и начинаю играть. Если времени достаточно — ну, скажем, два часа — то можно просто спокойно сыграть всю программу сольного концерта, останавливаясь подробнее на каких-то важных или сложных моментах. Привыкание к инструменту происходит постепенно, по ходу дела я обращаю внимание на механику клавиатуры, тебральные особенности разных регистров, например, могут быть яркие гулкие басы, или глухой мелодический регистр, и эти особенности надо учитывать, чтобы корректировать их своим прикосновением. Очень важно суметь сопоставить объём звука инструмента с размером зала. Идеально, когда кто-то компетентный может послушать репетицию из зала и рассказать мне, как в зале звучит, посоветовать мне какие-то динамические или даже темповые корректировки в зависимости от акустики зала. Но часто всё это приходится представлять себе самой, буквально воображая, как это может звучать в зале. На помощь приходит опыт и золотое правило: играть, посылая свой звук в самый последний ряд. Таким образом, весь зал будет наполнен звуком. Также я обращаю внимание на механизм педали, насколько она послушна и насколько детализированную педализацию позволяет. В конце большой репетиции стоит вернуться вновь к началу всей программы: после подробного знакомства с инструментом оно зазвучит иначе, чем при первом соприкосновении.
Если между репетицией и концертом проходит какое-то время, например, репетиция была накануне вечером, то важно запомнить все особенности инструмента, тактильные и тембральные, чтобы в день концерта не начинать с нуля. Хотя иногда бывает, что грамотный настройщик успевает что-то подправить, и тогда рояль может измениться в лучшую сторону.
Рояли бывают удобные и неудобные. Это именно физические ощущения: с одним происходит непрестанное преодоление, а другой будто помогает пианисту играть и даже прямо на сцене будто бы подсказывает новые интересные звуковые решения. Когда зал наполняется публикой, акустика может измениться, и это тоже надо учитывать: как правило, звук становится чуть глуше. А вот акустика, требующая усиления звука микрофонами, нам не друг. Мы любим живой звук, ведь он рождается сначала в нашем представлении, затем материализуется через движение руки и соприкосновение с клавишей инструмента, с которым мы уже успели подружиться.
Лучшие инструменты запоминаются, как мы запоминаем приятных нам собеседников. И вот я уже знаю: в этом городе прекрасный инструмент и отличная акустика камерного зала, а вот в этом — нет претензий к роялю, но зал огромный, акустика сложная, само не звучит, придется потрудиться. А в лучших залах — идеальная комбинация и прекрасного рояля, и звук живёт, дышит, летит и поёт.

Последние события

Каллас вновь споёт в Далласе

В Далласской опере анонсировали концерт голограммы Марии Каллас. Благодаря технологиям можно будет вновь увидеть на сцене оперную звезду, которой не стало почти полвека назад.

Шедевр великого фламандца

Картину Рубенса «Христос на кресте», считавшуюся утраченной, нашли в Париже, когда готовили один из особняков к продаже. Работа фламандского художника пропала более 400 лет назад.

«Мастера» исполняют шедевры

Академический большой хор «Мастера хорового пения» Телерадиоцентра «Орфей», Большой симфонический оркестр имени Чайковского исполнят в Московской консерватории программу «Классика, покорившая мир…».

Поиск по сайту