Табула пятая. Ты моя Мелодия. Часть первая
Дата публикации: 28 сентября 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В жизни каждого большого музыканта можно найти ключевое событие, резко меняющее его судьбу и определяющее всю дальнейшую карьеру. У Георгия Гараняна такой поворотной точкой стал день, когда он основал своё главное детище — ансамбль «Мелодия».
Это случилось в январе 1973 года. Росчерком пера расформирован один из лучших советских оркестров, которым восторгался великий Дюк Эллингтон — Концертный эстрадный ансамбль Гостелерадио под управлением Вадима Людвиковского. Без работы осталась плеяда виртуозов, «сливки» джазового поколения 60-х: сам Георгий Гаранян, пианист и аранжировщик Борис Фрумкин, трубачи Владимир Чижик и Герман Петров, саксофонист Алексей Зуев и другие. Добавив к ним еще нескольких выдающихся музыкантов — в частности, басиста Игоря Кантюкова, Георгий Гаранян по предложению фирмы «Мелодия» формирует и возглавляет эстрадно-джазовый ансамбль, чьей главной задачей стали студийные записи, издаваемые на пластинках.

Коллектив, получивший от «Мелодии» не только постоянную работу, но и название, стартовал с ходу, как ракета: первый же диск «Ваши любимые песни играет ансамбль „Мелодия“» разошёлся невиданным тиражом в 4 миллиона экземпляров. А всего за 9 лет руководства Гараняна было выпущено 16 больших альбомов — не считая маленьких пластинок, так называемых «миньонов», вмещавших 2-3 композиции. Изголодавшиеся по качественной эстраде и джазу граждане страны Советов вмиг сметали их с полок магазинов, а особо предприимчивые перепродавали втридорога на «чёрном рынке».
Записи оркестра состояли из двух частей: инструментальные пьесы и аккомпанемент вокалистам. Обе эти сферы Гаранян использовал для реализации своей главной миссии: популяризации джаза. Фирменное сочное звучание «Мелодии», стильные, «вкусные» аранжировки по очереди возносили на вершину тех, кто записывался с ансамблем: Людмилу Гурченко, Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Андрея Миронова… К Гараняну и его музыкантам и вправду стояла очередь из звёзд: запись с ансамблем «Мелодия» означала гарантированный успех и огромные тиражи.
Композитор Давид Тухманов, жаждавший заполучить бэнд Гараняна для записи альбома «По волне моей памяти», месяцами ждал шанса вклиниться в забитый до отказа график «Мелодии». Отдельной эпопеей в истории коллектива стала запись сорока песен Владимира Высоцкого. Выпущенная лишь через 7 лет после смерти артиста, она стала единственной в СССР, где он спел в сопровождении оркестра.
Слава «Мелодии» достигла такого уровня, что композитор Альфред Шнитке и дирижёр Геннадий Рождественский именно Гараняна и его коллег пригласили участвовать в мировой премьере Первой симфонии Шнитке в Нижнем Новгороде, исполняя обозначенные в партитуре импровизационные фрагменты — звучание «Мелодии» было в те времена фирменным знаком, символом джазовой и эстрадной музыки.
Однако была и вторая сторона творчества ансамбля — тогда чуть менее заметная, но с сегодняшних позиций столь же важная. Гаранян и его коллеги приобщали советскую публику к современным течениям мирового инструментального джаза — от мейнстрима и би-бопа до джаз-рока и авангарда. Впрочем, это тема отдельного рассказа.
Последние события
Без возрастных ограничений
Шведскому дирижёру Герберту Блумстедту исполнилось 98 лет. Он является старейшим из действующих дирижёров мирового класса.
Гимн юным талантам
«Он перед нами открывает мир, мир счастья, звуков и свершений новых» — эти строки из гимна Конкурса юных вокалистов Елены Образцовой вновь прозвучали 13 июля в Государственной академической капелле.
Картины Репина покажут в Китае
Около 90 картин Ильи Репина из собрания Третьяковской галереи и Русского музея отправились в Национальный музей Китая. Это будет самая масштабная выставка русского художника за рубежом.