Табула четвёртая. Университеты

Дата публикации: 21 сентября 2024

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Лето 1957 года. В Советском Союзе эпохальное событие — Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Москва слушает джаз, танцует твист и рок-н-ролл. В составе самодеятельного биг-бэнда Центрального дома работников искусств под управлением Юрия Саульского в фестивальных концертах участвует начинающий саксофонист Георгий Гаранян. Он молод и счастлив. В эти же дни Георгий получает диплом столичного Станкоинструментального института по специальности «Приборы точной механики» и тут же устраивается на работу — но не на завод или в конструкторское бюро. Молодой инженер поступает в Москонцерт — сначала в качестве музыканта в группу массовика-затейника, затем в ансамбль Эдит Утёсовой, дочери классика советского джаза и эстрады.
Уже в институте Георгий точно знал: его призвание — музыка. И пошёл к своей цели кратчайшим путём. Не имея музыкального образования, за несколько месяцев самостоятельно приобрёл навыки, на которые у других уходят годы. Часами занимался на саксофоне, разбивал губы в кровь, чтобы добиться хорошего звука. В отчаянии бросал инструмент, потом возвращался и снова играл до седьмого пота — чтобы заслужить похвалу Юрия Саульского, руководителя биг-бэнда. А когда оркестр Саульского в ходе борьбы со стилягами разогнали, молодого музыканта подхватил великий Олег Лундстрем, специально для него придумав в своем биг-бэнде ставку шестого саксофона. Вскоре Гаранян — уже ведущий солист оркестра. У Лундстрема он впервые пробует себя как композитор. Среди опусов того времени — пьеса «Четыре друга», и сегодня восхищающая качеством звука и шикарными соло.
Табула четвёртая. Университеты
Параллельно с игрой в больших оркестрах Георгий собирает вокруг себя малые джазовые составы. В этих ансамблях рождался неповторимый тембр саксофона Гараняна, оттачивалось искусство импровизации.
В середине 60-х карьера Георгия Арамовича совершает новый поворот — выдающийся джазмен, композитор и аранжировщик Вадим Людвиковский приглашает его в Концертный эстрадный ансамбль Гостелерадио. Собранный из молодых виртуозов, коллектив Людвиковского стал оркестром-звездой. Именно его выбрали выступить перед Дюком Эллингтоном во время московских гастролей великого музыканта, после чего Эллингтон заявил: «Если бы у меня был такой оркестр, как у господина Людвиковского, — я бы достиг вообще всего! Он — лучший в Европе».
Сам пройдя непростые джазовые университеты, Людвиковский понимал, как важно развивать таланты своих музыкантов. Он дал возможность Гараняну сочинять и делать аранжировки, играл и записывал его музыку. В гараняновских пьесах тех лет — «Талисман», «Радуга», «Лимбо» и других — виден почерк уже зрелого мастера.
Работа у Вадима Людвиковского стала для Георгия Гараняна своего рода выпускными экзаменами джазового университета. В 1973 году, когда оркестр Людвиковского неожиданно расформировали, из его осколков Гаранян создал своё главное детище — ансамбль «Мелодия».

Последние события

Россияне выбирают культуру

Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.

«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»

«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Интерес к творчеству Шнитке

Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.