Табула седьмая. Вся наша жизнь — контрапункт

Дата публикации: 22 сентября 2024

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Четвёрка лошадей, запряжённая в рыдван, медленно тащилась по весеннему бездорожью. Такими темпами из Петербурга в Берлин и за полгода не доехать. На каждой почтовой станции вечно зябнувший Глинка выходит из кареты, направляется в буфет и заказывает стакан горячего чая. Прежде чем продолжить путь, интересуется сохранностью вещей.
К поездке композитор подготовился основательно: в столице Германии он планировал задержаться надолго. Автор двух оперных шедевров решил снова сесть за парту и проштудировать курс европейской церковной музыки. В пятьдесят с лишним лет он осознал, что мало знаком с творчеством Баха и его предшественников. Новые сведения нужны для благого начинания — Михаил Иванович задумал обогатить православные песнопения особым ведением мелодий наподобие западного контрапункта.
По приезде на место отправляется по знакомому адресу: в дверях его встречает светила в области гармонии и полифонии Зигфрид Ден. Они дружат почти 20 лет. С юношеским энтузиазмом Глинка приступает к штудиям. «Занятия мои с Деном подвигаются шибко, я впился в работу с злейшим ухищрением злобы», — пишет композитор сестре.
Табула седьмая. Вся наша жизнь — контрапункт
Михаил Иванович вёл аскетичный образ жизни: вставал рано, после лёгкого завтрака, состоящего из чашки чая с молоком, делал домашнее задание, в полдень обязательно гулял, затем играл на фортепиано, изредка давал уроки вокала, чтобы заработать на скромный ужин, и в 9 часов ложился спать.
Ему часто снились старцы, которых он однажды встретил в одном из петербургских монастырей. Глинка показал им сочинение, непохожее на все его предыдущие работы: мелодию, звучащую в храмах, оплетали красивым узором выразительные подголоски. Песнопение прозвучало во время поста. Глинка сохранил анонимность: опыт показался ему несовершенным. «Вся наша жизнь — контрапункт, ведь состоит она из главного и второстепенного», — говорил Михаил Иванович.
Приносившие так много удовольствия берлинские уроки не прекращались даже в последние дни его жизни. Уже не вставая с постели, Глинка просил Дена отправлять в Петербург его фуги. Эти ноты стали первыми профессиональными пособиями по многоголосию в русской фортепианной музыке.

Последние события

Учреждена Всероссийская джазовая премия

Вручение первой Всероссийской профессиональной джазовой премии пройдёт 27 июля на закрытии II Международного Петербургского джазового фестиваля. Награда предназначена для поддержки молодых музыкантов.

Международный конкурс композиторов проведут в Москве

В столице впервые пройдёт Международный конкурс композиторов, основной этап которого запланирован на 2026 год. Смотр приурочен к 85-летию начала контрнаступления советских войск в битве за Москву.

«Сорочинская ярмарка» в Мариинке

Премьеру оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка» в постановке Ильи Устьянцева представят 25 и 26 июля в Концертном зале Мариинского театра. Показами спектакля завершится 242-й сезон в Мариинке.

Поиск по сайту