Те самые Черёмушки. Слушая оперетту Шостаковича

Дата публикации: 14 апреля 2024

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Вот передняя наша, вот и вешалка наша, Наша комната, Саша, наша комната, Маша. Вся квартира наша, наша. Кухня тоже наша, наша. Наши окна, наши двери, я глазам своим не верю. Есть уютный кабинет, как стекло блестит паркет…». Откуда эти строки? Из оперетты Дмитрия Шостаковича «Москва, Черёмушки», написанной на либретто Владимира Масса и Михаила Червинского. Премьера спектакля на злободневную тему с успехом прошла в Московском театре оперетты 24 января 1959 года. Это интереснейшее произведение — необычно для Дмитрия Шостаковича, ибо до сей поры композитор был наиболее известен как автор симфоний.
Те самые Черёмушки. Слушая оперетту Шостаковича
Дорого яичко к Христову дню, говорят в народе. Как раз в 1959 году на юго-западе Москвы и началось возведение панельных многоквартирных домов в Черёмушках. Так называлась когда-то подмосковная деревня, территория которой вошла в черту столицы в 1958 году. Почему Черёмушки? Имя деревне дал большой овраг, поросший черёмухой, о чем и напоминало название местной речушки Черёмхи. Московские Черёмушки стали первой ласточкой, с которой и началось массовое жилищное строительство в Советском Союзе. Так во многих советских городах появились не только новые жилые кварталы, но и свои Черёмушки. А дома в народе стали называть «хрущёвки» — в честь инициатора их строительства Никиты Сергеевич Хрущёва. Малогабаритная квартира в хрущёвке имела почти всегда одну иди две комнаты. Нередко комнаты были смежными, а коридора и вовсе не было. Высота потолков в такой квартире — чуть менее двух с половиной метров. Кухня — совсем крохотная, чуть более пяти метров, чтобы на ней могли уместиться раковина, плита, холодильник и стол. Лифта и мусоропровода не было, зато позже добавились балконы, причем приличного размера — могла влезть раскладушка. Но главное, что не было соседей по квартире! И недаром оперетта Дмитрия Шостаковича «Москва. Черёмушки» собирала аншлаги, тем более, что композитор использовал при её написании свои известные ранее мелодии и мотивы из «Песни о встречном», балетов «Болт» и «Светлый ручей», и даже «Антиформалистического райка». А в 1962 году оперетта была экранизирована.

Последние события

Валерий Гергиев принимает поздравления

Президент РФ Владимир Путин поздравил с днём рождения руководителя Мариинского и Большого театров Валерия Гергиева, отметив вклад маэстро в воспитание одарённой молодёжи.

Претенденты на «Молодость»

Подведены итоги приёма заявок в новой номинации литературной премии «Ясная Поляна» — «Молодость». В ней представлены произведения, раскрывающие тему взросления в современном мире.

Жемчужины русской и вьетнамской музыки

Премьера двух сочинений Рашида Калимуллина — «Московские истории» и «Путешествие Аладдина» — состоится 6 мая в Большом зале Московской консерватории в рамках авторского вечера композитора.